Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Занятия по изобразительной деятельности с детьми 6—7 лет. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания

Дошкольное воспитание, 2000, № 8

Примерное планирование

Сентябрь

1

2

Красота в жизни и изобразительном искусстве

Продолжать целенаправленную работу по восприятию красоты осенних цветов, ягод, овощей, кустарников и деревьев.

Показать, как осенняя окраска листьев с преобладанием желтых и коричневых тонов придает пейзажу особую чарующую силу.

Обратить внимание на то, что красный цвет встречается реже (листья отдельных кустарников, а также осины и рябины).

Обратить внимание на красоту плодов деревьев и кустарников, разнообразие их форм. У хвойных особенно привлекательны шишки, плоды (у можжевельника). Среди лиственных пород наиболее эффектны плоды яблони, боярышника, бузины, жимолости, калины, лоха, облепихи, рябины, шиповника и др.

Продолжать знакомить детей с красиво цветущими осенними цветами (георгинами, астрами, хризантемами и др.), которые дают богатейший материал для развития эстетического восприятия.

Побуждать к созданию цветочных аранжировок, поэтических композиций, пробуждающих творческую фантазию.

Подвести детей к пониманию того, что природа является первоосновой красоты в искусстве. Рассмотреть произведения народного, декоративно-прикладного искусства, в которых мастера используют растительный орнамент (траву, цветы, листья, ягоды и др.).

Рассказать об особенностях какого-то одного вида народного творчества (для каждой местности, для каждого народа характерны свои традиционные узоры, свои орнаменты, свои особые предметы, свое собственное самобытное изобразительное искусство). В настоящее время эти изделия создаются профессиональными художниками, которые не свободны в выборе форм, украшений орнамента, материала для своих произведений. Они могут творить в русле сложившегося художественного канона и являются носителями традиций художественного мировосприятия народа, хранителями его вкуса.

Рисование и лепка

Организовать просмотр изделий народных мастеров.

Упражнять в смешивании красок и классификации цветов и оттенков. Продолжать знакомить с понятием «колорит» и теплой гаммой цветов.

Упражнять в использовании приемов скатывания, вдавливания. Побуждать к украшению вылепленных изделий путем вдавливания и налепов. Упражнять в росписи ангобами.

Примерная тематика занятий рисованием:

1. Что мы умеем и любим рисовать (2 занятия).

2. Выразительный и ловкий карандаш.

3. Учимся красиво раскрашивать карандашами.

Примерная тематика занятий лепкой:

Что мы умеем и любим лепить (2 занятия).

Рисование
Что мы умеем и любим рисовать (2 занятия)

Цель. Изучение интересов и возможностей детей в рисовании.

Материал. По желанию каждого ребенка карандаши, шариковые ручки, краски и др.

Ход занятий. На первом занятии педагог предлагает детям рассмотреть изобразительные материалы, имеющиеся в группе (цветные карандаши, гуашь, восковые мелки, шариковые ручки, фломастеры и т. п.). Затем предлагает каждому ребенку выбрать тот материал, который больше всего ему понравился, и изобразить то, что ему хочется.

По окончании работы педагог хвалит каждого ребенка, интересуется содержанием его работы и подробно записывает его рассказ на отдельном листе, который затем прикрепляет с обратной стороны рисунка.

Педагог просит у детей разрешения на хранение их работ у себя.

Второе занятие аналогичным образом проводит другой педагог группы для того, чтобы при сравнении работ одного и того же ребенка иметь больше оснований для правильных выводов.

Выразительный и ловкий карандаш

Цель. Показать детям выразительные возможности хорошо знакомого им изобразительного материала — карандаша. Научить, по разному регулируя силу нажима, закрашивать контурные рисунки, смешивать цвета.

Материал. Бумага, графитные карандаши Т и М, набор цветных карандашей, иллюстрации, выполненные карандашом.

Ход занятия. Покажите детям иллюстрации, выполненные простым графитным или цветными карандашами, обратите внимание на выразительность линий, с помощью которых художник передает форму, строение различных предметов и даже их «характер и настроение». (Так, например, можно использовать работы Леонида Сергеева, который более десяти лет придумывал и рисовал смешные рисунки для детей в журнале «Веселые картинки».) Расскажите, что простые графитные карандаши бывают разными\' твердыми и мягкими. Твердые обозначаются буквой «Т», а мягкие — «М».

Для рисунка карандашом художники выбирают сероватые или желтоватые, как бы слегка пожелтевшие от времени тона бумаги только светлых тонов. Это связано с тем, что графитный карандаш не обладает активной силой тона.

Покажите детям линейные и тонально-живописные рисунки карандашом. Объясните, что объем получается и моделируется с помощью штриха, ретушью кончиком карандаша и его боковой стороны. На укрупненном образце продемонстрируйте приемы работы карандашом и предложите детям поупражняться на своем листе бумаги.

Продемонстрируйте рисунки, выполненные карандашом с использованием штриха (например, рисунки Н. Чарушина к сказке Л. Куликова «Белочка-умелочка»); обратите внимание на то, как передана густая шерсть животных, оперение птиц. Объясните детям, что они тоже могут использовать в своей работе этот прием. Для достижения выразительности надо накладывать штрихи в одном направлении и, не оставляя линию контура, закрывать ее штрихом. Предложите изобразить любое животное таким способом. (Детям, которые затрудняются, предложите готовые силуэты.)

Изображение животных можно дополнить рисунками деревьев, домов и т. д. Посоветуйте детям для этого использовать цветные карандаши.

Объясните, что с помощью цветных карандашей можно добиться изображений разных оттенков. Для этого надо с разной силой нажимать на основание карандаша.

Покажите детям, как можно смешивать цвета карандашей (раскрасить, например, желтым, затем сверху красным и получить оранжевый цвет).

Для того чтобы трава была закрашена разными оттенками зеленого цвета, дети могут действовать двумя карандашами одновременно. Весело работать, и трава получается выразительной!

Учимся красиво раскрашивать карандашами

Цель. Познакомить детей с несколькими приемами закрашивания карандашами: тушевкой и штриховкой. Побуждать к выполнению правил закрашивания, добиваясь выразительной передачи различных оттенков одного цвета.

Материал. Цветные карандаши, альбом для раскрашивания, отдельные листы бумаги для упражнения.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям альбом для раскрашивания и предлагает рассмотреть его. Рассказывает, что этот альбом подарили малышам, но они не могут справиться с такой сложной работой и просят старших детей помочь им.

Получив согласие, педагог аккуратно разгибает скрепки, разрезает двойные листы и предлагает каждому ребенку выбрать то изображение, которое ему больше всего понравилось.

Дети занимают свои места за столами. Педагог рассказывает и показывает, как можно раскрашивать с помощь тушевки: карандаш надо держать свободно и сплошь покрывать поверхность одним тоном. Усиливать нажим нельзя, иначе образуются отдельные штрихи. Затем предлагает поупражняться на листе бумаги.

С правилами штриховки педагог знакомит детей на примере закраски предметов разной формы. Обращает внимание на следующие моменты:

  • для получения различных оттенков одного цвета употребляется разный нажим;
  • при закраске округлых форм штрих изгибается по форме;
  • при изображении фактуры (мех, хвоя, перья и т. д.) применяется неотрывная, но редкая штриховка.

По окончании работы листы книжки-раскраски склеиваются, прошиваются скрепкой и дарятся малышам, которые вместе с педагогом рассматривают ее в присутствии старших детей и высоко оценивают мастерство закрашивания.

Лепка
Что мы умеем и любим лепить (2 занятия)

Цель. Изучение интересов и возможностей детей в лепке.

Материал. Глина, пластилин (по желанию ребенка).

Ход занятий. На первом занятии педагог предлагает детям рассмотреть пластические материалы, выбрать тот, который больше всего понравился, и слепить из него то, что хочется.

Второе занятие аналогичным образом проводит другой педагог группы, чтобы при сравнении работ одного и того же ребенка иметь больше оснований для правильных выводов.

По окончании работы педагог интересуется содержанием работы каждого ребенка, хвалит его, записывает ответ на отдельном листке и просит разрешения хранить работу у себя.

Т. ДОРОНОВА

(Продолжение следует.)

Смотрите также:
Вернуться к списку

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика