Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Словарная работа на уроках письма и развития речи

Аннотации не найдено
Обогащение словарного запаса у обучающихся с ограниченными возможностями  здоровья- одна из задач специальной(коррекционной) школы VIII вида. Разнообразие форм словарной работы на уроках письма и развития речи с учетом современных методик повышает эффективность усвоения материала, качество знаний обучающихся с ОВЗ.

Чтобы словарная работа была интересная и давала результат, ее надо разнообразить.  Для первоначального знакомства со словом я собрала загадки и предметные картинки, а так же демонстрационные карточки со словарными словами. В каждом классе – свой набор. Одни используют при первом знакомстве, а другие – с пропущенными орфограммами при закреплении правописания. У детей сигнальные карточки, на которых буквы для вставки     /а, о, у, ю, я, е, и, ы, е/. С помощью этих карточек провожу диктант  – молчанку:  картинный диктант.
    В каждом классе делю словарные слова по темам.
        5 класс. Школа. Труд. Почта. Пища. Вещи. Родина. Вежливые слова.
    В последующих классах по этим темам слова добавляются. Задание дается : выписать слова на одну из тем.
        7 класс. Добавляю темы. Профессия. Место работы людей. Тема «Школа» разделяется на предметы /география, биология, математика, труд/. У доски могут работать сразу три ученика по разным темам. Они ставят ударения, подчеркивая гласную, которую надо запомнить.
    Если допущена ошибка, дети хлопают. Если ответственный не нашел ошибку, выходить ученик с его ряда. Выигрывает тот ряд, чей ответственный не получил ни одного хлопка. Детям нравится этот вид работы, каждый старается быть внимательным.
    Слова по темам записаны на альбомных листах, по 7-10, в них пропущены орфограммы, отвечающий у доски, объясняет орфограмму и одновременно объясняет значение этого слова. Это задание удачно в 6-9 классах. Чтобы подготовить учащихся к этому виду работы,  на уроке работаем за ранее над значение слов, вывешиваем на несколько дней и слово и его толкование.
    Провожу комментированное  письмо словарных слов. Начинает его ученик, сидящий на первой парте. Он называет любое изученное слово, объясняет его значение, указывает ударение, выделяет непроверяемое. Все вслед за ним пишут это слово. Каждый ученик поочередно называет свое изученное слово. Если ошибся, его поправляют. Дети обмениваются своими тетрадями, проверяют написанное.
    Использую выборочные диктанты, для них составила тексты по классам /6-8 кл./. Ученики записывают только словарные слова.
    Составила вопросы, ответом на которые является словарное слово.  /Как называется предмет, где изучаются растения? Как называют рабочего, который на станке изготовляет металлические детали?/. Широко применяю загадки при закреплении правописания словарных слов, а так же кроссворды. В словах отгадках выделяют буквы, которые надо запомнить и ставят ударения. Приготовила лото-загадки 4-5-6 кл. На большом листе записаны отгадки, такие листы у каждого учащегося, у учителя загадки, отгадка – словарное слово. У кого она на листе, тот объясняет его написание и закрывает его фишкой или кружком. Выигрывает тот, кто быстрее закрыл и записал слова без ошибок. Игра развивает мышление, память, речь.
    У этого лото может быть и второй вариант. На листе учащегося загадки. Показываю картинку-отгадку, а дети ищут у себя подходящую загадку.
    Даю новое задание: выписать пять слов из словаря на указанную букву /километр, клиент, кабинет, континент/, после идет объяснение значения слова.
    Использую словарные слова с целью развития связной речи для составления небольшого рассказа.
        Зима, мороз, коньки, каток.
        Завод, рабочие, работа, машина, мастер
        Работа, комбайнер, урожай, пшеница.
    В 8 классе предлагаю собрать слоги – ти, -сан, -метр; -та, -пла, -не.
    Найти выпавшие гласные – к.нст.т.ц.. .

    В 5-8 кл. по теме «Имя существительное» закрепляем правописанием одновременно словарных слов.
    а) выписать 5 сущ. из словаря;
    б) выписать сущ. муж. р., ж.р., ср.р.;
    в) записать рядом с существительным муж. рода существительное ж.рода /пассажир - пассажирка, мужчина – женщина/;
    г) образовать множественное число (адрес – адреса);
    д) выписать из словаря 6 слов, определить склонение;
    е) изменить, ставя существительное в нужном падеже /о победе, нет победы/;
    ж) просклонять словарное слово.

Тема «Состав слова».
    Снова использую возможность работать со словарными словами:
    а) выписать слова с одним корнем – инженер;
    б) выписать слова, где есть корень и окончание – конфета;
    в) к данным подобрать однокоренные – свобода,  свободный, освободить
    г) подобрать однокоренные с суффиксом – чик, ик /вагон – вагончик, билет – билетик/;
    д) с приставками – город-пригород, мороз-заморозил.

    При изучении темы «Имя прилагательное» - использую словарные слова в следующих заданиях:
    а) от слов – Родина, смородина, партизан, образовать прилагательное /родной, смородиновый, партизанский/;
    б) поставить в нужном падеже словосочетания – пассажирский вагон-пассажирского вагона;
    в) просклонять словарное слово прилагательное
    Использую игру «Аукцион» - кто больше назовет словарных слов, определенную часть речи.
    Благодаря разнообразию работы со словарными словами появляется интерес к слову, развивается речь, мышление, накапливается словарный запас, формируется основной навык написания и правильного употребления трудных слов. Эта работа нужна и для общего развития учащегося.

Цель: Обогащение словарного запаса  через уроки письма, чтения и развития речи.
Задачи:
1.Развивать словарный запас речи у обучающихся с ОВЗ
3. Активизировать словарный запас речи обучающихся
Эти задачи реализуются на всех уроках, в зависимости от специфики предмета и от этапа урока.
На уроках письма центральной задачей становится уточнение словаря.
В своей работе использую следующие формы деятельности:
- теоретические и практические занятия;
- индивидуальная работа с обучающимися с ОВЗ;
- стимулирование самостоятельного изучения материала (контроль);
- организация конкурсов, викторин, предметных недель по предмету;
Методы работы над правописанием трудных слов
1.    Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске.
2.    Вставка слова в классное наборное полотно.
3.    Чтение слова учителем.
4.    Объяснение значения слова (учителем или детьми).
5.    Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).
6.    Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом).
7.    Запись слова в орфографический словарик.
8.    Задание на дом – выучить написание слова.
9.    Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.
10.    Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
11.    Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).
12.    Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).
13.    Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).
14.    Запись слов по теме
15.    Составление рассказа из группы словарных слов .
16.    Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).
17.    Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
18.    Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
19. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
20. Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
21.    Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).
22. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
Методика запоминания словарных слов:
    1. Записать словарное слово и поставить ударение. Например: береза.
    2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании. Например: бе-ре-за.
    3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму. Например: бЕ, бе.
    4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.
    Виды словарных работ:
-по родам;
-по числам;
-по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
-с непроверяемой и проверяемой гласной;
-одушевленные или неодушевленные предметы;
-по тематике ;
-по частям речи;
Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают нужную букву и работа проходит устно или учитель поднимает карточку с буквой, а дети выписывают слово с этой буквой).
1. Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных, твердых или мягких согласных.
2. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
3. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко–буквенного анализа.
4. Подбор однокоренных слов.
5. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
6. Разбор слов по составу.
7. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
8. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
9. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
10. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
11. Заменить одним слово (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу - побеждать).
12. Письмо по памяти.
13. Самодиктант и взаимопроверка.
14. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
15. Перфокарты, перфоконверты.
16. Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).
17. Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.
18. Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
19. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
20. Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
21. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить……...).
22. От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.

Заключение
Развитие словарного запаса у обучающихся с ОВЗ как один из показателей общего развития личности является способом  введения ученика в культуру, условия его саморазвитии , его способности общаться, социальной интеграцией в общество.

Список литературы
1.А.В. Прудникова. О системе упражнений по лексике русского языка. "Русский язык в школе", 1968, № 1, стр.46.
2. Аргунова В.И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся // Материалы научно-практической конференции. - М.: Издательский дом "Первое сентября", 2004. - 478 с.
3. Болтасева Т.А. Словарная работа на уроках русского языка // Начальная школа. - 8. - 1999.
Вернуться к списку

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика