Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Диагностика системного мышления детей 6 – 9 лет

Поливанова К.Н., Ривина И.В.
М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 32 с

Предмет диагностики
уровень развития системного мышления


Экспертная оценка
Предлагается комплекс психологических методик (тестов), направленных на диагностику уровня сформированности системного мышления детей 6–9 лет, учащихся начальной школы.
Диагностика уровня сформированности системного мышления осуществляется с помощью пяти методик, которые позволяют охарактеризовать каждого ребенка и обследуемую группу по следующим основным показателям: 
  1. Умение ребенка оперировать образами
  2. Умение устанавливать отношение между элементами системы по аналогии
  3. Умение абстрагироваться от несущественных признаков в процессе классификации
  4. Умение выделять существенные признаки системы
  5. Умение выделять принцип строения системы и строить новую систему на основе выявленной закономерности.
Данный комплект методик может применяться в следующих целях:
  • в ситуации отбора детей для обучения в гимназии, лицее, специальных школах, а также при разделении детей по классам с учетом уровня актуального интеллектуального развития;
  • для оценки динамики развития мышления детей в процессе обучения с первого по третий класс;
  • для определения индивидуальных особенностей развития мышления ребенка, осуществления педагогической коррекции тех компонентов системного мышления, которые недостаточно сформированы у ребенка и организации адекватной помощи ему в учебе.

Логинова Г.П.

Полнотексты методик доступны на сайте "Практический психолог" (practic.childpsy.ru) Зарегистрированным специалистам-психологам, работающим в учреждениях, подведомственных Департаменту образования г. Москвы, студентам или выпускникам МГППУ. Для доступа к полнотекстам необходимо Зарегистрироваться на сайте и Отправить заявку на включение в базу психологов.



Области применения

Данный комплекс может быть использован для следующих целей:

  • в ситуации отбора детей для обучения в гимназии, лицее, специальных школах, а также при разделении детей по классам с учетом уровня актуального интеллектуального развития;
  • для оценки динамики развития мышления детей в процессе обучения с первого по третий класс;
  • для определения индивидуальных особенностей развития мышления ребенка, осуществления педагогической коррекции тех компонентов системного мышления, которые недостаточно сформированы у ребенка и организации адекватной помощи ему в учебе.


Общее описание

Диагностика уровня сформированности системного мышления осуществляется с помощью пяти методик, которые позволяют охарактеризовать каждого ребенка и обследуемую группу по следующим основным показателям. Эти показатели отражают основные компоненты структуры системного мышления

  1. Умение ребенка оперировать образами (Методика «Повороты фигур»).
  2. Умение устанавливать отношение между элементами системы по аналогии (Методика «Выбор по аналогии»).
  3. Умение абстрагироваться от несущественных признаков в процессе классификации (Методика «Классификация»).
  4. Умение выделять существенные признаки системы (Методика «Дополни набор»).
  5. Умение выделять принцип строения системы и строить новую систему на основе выявленной закономерности (Методика «Ряд колец»). Эта методика дает целостную оценку сформированности системного мышления.

Для данного комплекса методик использовались, главным образом, авторские разработки. В основе некоторых из них лежат надежные и валидные тесты отечественных и зарубежных исследователей, модифицированные нами для целей данного комплекса. Все методики базируются на наглядном материале, что связано со спецификой возраста (6–9 летние дети).

Скачать полнотекст методики (для пользователей, включенных в базу психологов)




Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика