Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Методики :: портфель методик :: Комплект диагностических методик для изучения развития детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)

Портфель


Описание

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разработка универсального компактного, удобного для пользователя инструментария для скрининг-диагностики в настоящее время вновь стала актуальной проблемой. Это объясняется несколькими причинами.

Во-первых, при специальном изучении здоровья подрастающего поколения в России установлен факт его значительного ухудшения. Это выражается в соматической ослабленности, наличии органической симптоматики, тенденции к большей, чем раньше, распространенности отклонений в развитии. Это заставляет серьезно задуматься над проблемой усиления медицинской, социально-психологической и педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии с самого раннего детства. К сожалению, число детей, нуждающихся в специальных образовательных услугах, не имеет тенденции к сокращению. Напротив, их количество увеличивается.

Очень остро стоит проблема раннего выявления и ранней коррекции отклонений в развитии. Диагностическим изучением должны быть охвачены все дети (с младенчества до подросткового периода включительно). Поэтому так необходим обновленный комплект диагностических методик, в котором были бы учтены и изменившиеся условия нашего общественного устройства, и достижения науки и практики.

Во-вторых, в настоящее время интенсивно развивается практическая психология, повсеместно, в том числе и в Москве, налавестный дефицит в области диагностических и психокоррекционных технологий. Создание диагностических «пакетов» в значительной степени решило бы проблему получения «среза» развития современных московских детей, а также определения образовательных стратегий.

Втретьих, психолого-диагностическое пространство буквально наводнено разного рода схемами обследования, методиками для парциального и комплексного изучения психического развития детей и пр. Некоторые из них претендуют на универсальность, полноту и объективность. Имеются также и заслуживающие внимания «диагностические пакеты», разработанные в детской психологии (например, диагностика познавательного развития по программе «Развитие»), специальной психологии и коррекционной педагогике (диагностические «ящики» М. Семаго, О. Усановой, Е. Стребелевой).

Однако по большей части эти пакеты довольно громоздки, весьма слабы концептуально, требуют длительного изучения ребенка, фактически непригодны для скринингового исследования. Кроме того, многие из предлагаемых стимульных материалов в большинстве своем утратили свое диагностическую ценность. Многие из них были подвергнуты промышленному тиражированию, что свело к нулю эффективность их использования. Они превратились в детские игрушки «повседневного пользования» и имеются практически в каждой семье. Содержание многих стимульных материалов уже давно не соответствует особенностям и содержанию жизни наших детей. Поэтому создание современно- го инстументария для широкого компактного психологического «среза» является актуальным и целесообразным.

Анализируя имеющиеся на сегодня диагностические комплекты, следует отметить, что они преимущественно имеют «суммарный» характер, то есть представляют собой сумму методик, не подчиненных единой научной идее, концепции. Не выделены те из них , которые могут дать представление о самых существенных сторонах развития ребенка на определенном возрастном этапе. С этим связана дробность, объемность, эклектичность комплектов («пакетов»), что делает их малопригодными для массового изучения детского населения.

Создание оптимального диагностического комплекта должно обеспечить решение основных задач диагностики, которые заключаются в следующем.

  • Получить объективную картину уровня психического развития современных московских детей, воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
  • На основе качественного анализа полученных данных выявить детей с трудностями в обучении (группу риска), а также с отклонениями в развитии.
  •  Наметить новые образовательные стратегии.
  • Создать основу для разработки новых технологий психолого-педагогического сопровождения нуждающихся в этом детей.

Настоящий диагностический комплект создан в соответствии с 

  • концепцией психологической диагностики, предложенной Д.Б. Элькониным. Он выделил наиболее значимые направления диагностики – изучение социальной ситуации развития, ведущей деятельности и важнейших психологических новообразований возраста;
  • положением Л.С. Выготского о двух уровнях психического развития – актуальном и потенциальном (уровне достижений и зоне ближайшего развития - ЗБР).

Это позволило не только осуществить целенаправленный выбор методик из уже проверенных на практике (подвергнув их модификации в соответствии с особенностями современного момента), но и создать авторские. Кроме того, четкость научной позиции позволила определиться и в подходах к процедуре проведения и анализу результатов диагностики.

Известно, что нормативно-статистический подход не дает объективного представления о возможностях развития ребенка, а ориентирован на выявление уровня его достижений. Применение этого способа неприемлемо особенно сейчас, когда наблюдается существенное усиление социальной неоднородности и социального расслоения, результатом чего явилось формирование разнообразных образовательных сред, в которых создаются совершенно неравнозначные условия для развития детей. Современная ситуация в образовании сейчас напоминает постреволюционную, когда довольно значительная часть детей была выброшена на улицы.

Низкий актуальный уровень их развития, который был выявлен в результате применения статистически ориентированных тестов, привел к ложным выводам. Низкий уровень достижений ребенка может возникать по двум причинам. Первая связана с недостаточностью социально- педагогических условий, в которых находятся дети. Вторая – с нарушением биологической основы развития – функциональными, органическими, сенсорными, моторно-двигательными расстройствами. Однако между этими двумя группами детей существует огромная разница. Дети, родившиеся здоровыми, обладают значительными по- тенциальными возможностями (зоной ближайшего развития), хорошей обучаемостью. Поэтому при создании адекватной раз- вивающей среды они дают быструю положительную динамику, «разворачивают» свою собственную программу развития и усваивают программу, предлагаемую взрослым.

Дети, развитие которых происходит на фоне перечисленных выше нарушений, имеющих биологическую основу, без психо- лого-педагогического сопровождения не могут развернуть свою собственную программу, которая сама по себе значительно беднее, чем у здоровых сверстников. Зона ближайшего развития в данном случае в значительной степени формируется в процессе коррекционного психолого-педагогического сопровождения.

Поэтому выявление подлинных потенциальных возможностей ребенка, изучение зоны его ближайшего развития выдвигалось в качестве диагностических приоритетов. В связи с этим в главе «Описание методик…» предусмотрены различные виды помощи ребенку, испытывающему трудности при выполнении заданий.

Критериальный подход позволил выделить три уровня вы- полнения заданий – высокий, средний и низкий, которые можно охарактеризовать следующим образом.

  • Высокий уровень выполнения заданий обнаруживали дети, овладевшие такими способами практической, умственной, ориентировочной деятельности, которые позволяли предъявленные задачи решать самостоятельно, без помощи, на уровне достижений.
  • Средний уровень выполнения наблюдался у детей, которые не могли справиться с заданием самостоятельно, без помощи взрослого. Но помощь использовали и при выполнении аналогичной задачи решали ее по типу переноса. Таким образом, выполнение задания на среднем уровне означает, что задание по степени трудности находится не в области достижений, а в зоне ближайшего развития.
  • Низкий уровень выполнения был характерен для детей, которые не могли справиться с заданием самостоятельно. Им требовалась помощь. Но помощь особая, более интенсивная, дробная, насыщенная. Эти дети принимали помощь, но перенос усвоенного в новые условия осуществлялся значительно труднее, нежели у детей, решавших задачи на среднем уровне. Эти дети и составили «группу риска».

Благодаря такому подходу к диагностике определились и некоторые образовательные позиции. Если детям первой группы требовалась развивающая среда, то для детей второй группы оптимальными являлись специально созданные условия, стимулирующие развитие. Дети третьей группы составляли «группу рис- ка» и нуждались в коррекционно-развивающей среде.

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ современного состояния диагностики ...3

Развития детей дошкольного возраста ...3

Социальная ситуация развития. Общение ребенка со взрослыми и сверстниками ...8
Познавательное развитие ...10
Характеристика ведущей деятельности ...12
Характеристика речевого развития ...14

Описание методик и процедуры проведения ...16 1.

1. Рекомендации к процедуре обследования ...16 2.
2. Содержание обследования ...17

Обработка результатов диагностического изучения детей ...29

Протокол обследования игры детей младшего дошкольного возраста ...35

Основные признаки отставания в овладении игрой у детей младшего дошкольного возраста ...39

Гаврилушкина О.П. Комплект диагностических методик для изучения развития детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет). – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 40 с.




Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика