Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Закон Российской Федерации об образовании

 

ЗАКОН РФ от 10.07.1992 № 32661 (ред. от 22.08.2004) «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

10 июля 1992 года № 32661
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ

(в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 № 12ФЗ, от 16.11.1997 № 144ФЗ, от 20.07.2000 № 102ФЗ, от 07.08.2000 № 122ФЗ, от 13.02.2002 № 20ФЗ, от 21.03.2002 № 31ФЗ, от 25.06.2002 № 71ФЗ, от 25.07.2002 № 112ФЗ, от 10.01.2003 № 11ФЗ, от 07.07.2003 № 123ФЗ, от 08.12.2003 № 169ФЗ, от 05.03.2004 № 9ФЗ, от 30.06.2004 № 61ФЗ, от 20.07.2004 № 68ФЗ, от 22.08.2004 № 122ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конститу ционного Суда РФ от 24.10.2000 № 13П, Федеральными законами от 27.12.2000 № 150ФЗ, от 30.12.2001 № 194ФЗ, от 24.12.2002 № 176ФЗ, от 23.12.2003 № 186ФЗ).

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

(Извлечения)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Государственная политика в области образования

1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

2. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122ФЗ)

3. Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122ФЗ)

4. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122ФЗ)

5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность по лучения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по при знакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые, (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122ФЗ)

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122ФЗ.

5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений, (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122ФЗ)

6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Язык (языки) обучения

1. Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом РСФСР «О языках народов РСФСР».

2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.

3. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения.

4. Государство в соответствии с международными договорами Российской Федерации оказывает содействие представителям народов Российской Федерации, проживающим вне ее территории, в получении ими основного общего образования на родном языке.

5. Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных, изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется государственными образовательными стандартами.

6. Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.

7. Государство оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности.

Статья 7. Государственные образовательные стандарты

1. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

(в ред. Федерального закона от 25.06.2002 № 71ФЗ)

Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Государственные образовательные стандарты могут устанавливаться по отдельным дополнительным образовательным программам в порядке, определяемом федеральным законом, (абзац введен Федеральным законом от 25.06.2002 № 71ФЗ)

2. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.

3. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4. Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 25.06.2002 № 71ФЗ)

5. Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет. (п. 5вред. Федерального закона от 25.06.2002 № 71ФЗ)

6. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Глава II. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 8. Понятие системы образования

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Статья 9. Образовательные программы

1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные).

2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

3. К общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

4. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

5. К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

6. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

7. Нормативные сроки освоения основных образовательных про грамм в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом и (или) типовыми положения ми об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Статья 10. Формы получения образования

1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

2.Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

3.Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 13. Устав образовательного учреждения

1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

2) учредитель;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

6) порядок приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением; (пп. «а» в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122ФЗ)

б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;

в) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122ФЗ;

г) осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; (пп. «г» в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122ФЗ)

д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения;

(пп. «д» введен Федеральным законом от 22.08.2004 № 122ФЗ)

е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(пп. «е» введен Федеральным законом от 22.08.2004 № 122ФЗ)

ж) открытия счетов в органах казначейства (за исключением негосударственных образовательных учреждений);

(пп. «ж» введен Федеральным законом от 22.08.2004 № 122ФЗ) 7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

а) компетенция учредителя;

б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

г) порядок изменения устава образовательного учреждения;

д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается Правительством Российской Федерации, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, — органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения — органом местного самоуправления,

(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122ФЗ)

3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.

4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.

Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения

1. Порядок приема граждан в образовательные учреждения в части, неурегулированной настоящим Законом, определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения.

Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

2. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

(в ред. Федерального закона от 20.07.2000 № 102ФЗ)

3. Прием граждан в государственные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122ФЗ)

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются: (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122ФЗ)

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; (в ред. Федерального закона от 05.03.2004 № 9ФЗ)

Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;

граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий.

Преимущественным правом на поступление в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования пользуются граждане, уволенные с военной службы, (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122ФЗ)

Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, принимаются без вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады.

(абзац введен Федеральным законом от 25.06.2002 № 71ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122ФЗ) (п. 3 в ред. Федерального закона от 20.07.2000 № 102ФЗ)

Статья 17. Реализация общеобразовательных программ

1. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

2. Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников.

3. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.

4. Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам
учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

Перевод обучающегося в следующий класс в любом случае производится по решению органа управления образовательного учреждения.

5. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

Статья 18. Дошкольное образование

1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122ФЗ.

3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

5. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Статья 19. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование

1. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

2. Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования определяются федеральным законом, (п. 2 в ред. Федерального закона от 25.06.2002 № 71ФЗ)

3. Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.

4. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

5. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения — восемнадцать лет. Для категорий обучающихся, указанных в пунктах 10—12 статьи 50 настоящего Закона, предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен.

6. По согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования.

7. По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.

Об исключении обучающегося из образовательного учреждения последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителя ми (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

8. Общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).

Глава IV. ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 45. Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений

1. Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

2. Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122ФЗ)

3. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд.

Статья 47. Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122ФЗ)

1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122ФЗ)

2. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся: абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122ФЗ;

торговля покупными товарами, оборудованием;

оказание посреднических услуг;

долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение до ходов (дивидендов, процентов) по ним;

ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

3—4. Утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122ФЗ.

5. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

Статья 48. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность

1.Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется, (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 169ФЗ)

3.Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в установленном порядке.

Статья 49. Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием

1. Государство в лице уполномоченных государственных органов управления образованием в случае некачественной подготовки выпускников аккредитованным образовательным учреждением вправе предъявить данному образовательному учреждению иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях.

2. Основанием для предъявления иска является рекламация государственной аттестационной службы на качество подготовки обучающихся, (в ред. Федерального закона от 16.11.1997 № 144ФЗ)

Глава V. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ

Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122ФЗ)

1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.

2. Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

3. Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа.

4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта и формы участия обучающихся в управлении образовательным учреждением регламентируются уставом данного образовательного учреждения.

5. Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.

6. Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, а также осуществляет иные меры социальной поддержки.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122ФЗ)

7. Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке не однократно получать бесплатное профессиональное образование по на правлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионально го заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

8. Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

9. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122ФЗ.

Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации.

Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, (в ред. Федерального закона от 25.06.2002 № 71ФЗ)

11. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

12. Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122ФЗ)

13. Органы государственной власти и органы управления образованием могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122ФЗ.

Категории отбора таких детей, подростков и молодых людей в указанные образовательные учреждения определяются учредителем и доводятся до сведения общественности.

14.Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

15.Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются.

16.Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

17.В случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или образовательного учреждения начального профессионального образования орган управления образованием, которому подведомственно данное образовательное учреждение, обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа.

18.В случае прекращения деятельности государственного гражданского образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования студенты переводятся в другие образовательные учреждения.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122ФЗ)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122ФЗ.

19.Обучающиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

20.Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122ФЗ.

21.Обучающиеся в образовательных учреждениях профессионального образования по очной форме обучения имеют право на получение отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

(п. 21 в ред. Федерального закона от 25.06.2002 № 71ФЗ)

22. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122ФЗ.

Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников

1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122ФЗ)

3. Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя.

4. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

5. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.

Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников, (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122ФЗ)

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122ФЗ.

7. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

(п. 2 введен Федеральным законом от 25.06.2002 № 71ФЗ)

3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122ФЗ)

1.Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства.

2.Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Ко пия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.

3. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.

4. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.

(в ред. Федерального закона от 25.06.2002 № 71ФЗ)

5. Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю.

6. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

7. Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный существующему. Руководство образовательного учреждения обязано создать для этого необходимые условия.

8. Педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 рублей в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере 100 рублей — в других федеральных государственных образовательных учреждениях.

Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, указанная денежная компенсация выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом указанным органом, муниципальных образовательных учреждений — органом местного самоуправления, (п. 8 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122ФЗ)

9—11. Утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122ФЗ.

12. На занятых на работах с осужденными работников образовательных учреждений и учебно-консультационных пунктов, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, распространяются порядок и условия установления пенсии в связи с особыми условиями труда, предусмотренные для занятых на работах с осужденными работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН


Законодательство
Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Председателю Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
13.11. 2006 № По-1967
Москва. Кремль Б.В. ГРЫЗЛОВУ

Направляю заключение на проект федерального закона № 335155-4 «О внесении изменений в Закон Российской Фе­дерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части вве­дения единого государственного экзамена», принятый Государ­ственной Думой в первом чтении 20 октября 2006 г.

В. ПУТИН

Приложение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект федерального закона № 335155-4 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации
«Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании» в части введения единого государственного экзамена»

Проект федерального закона № 335155-4 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профес­сиональном образовании» в части введения единого государ­ственного экзамена» (далее - проект) направлен на установле­ние единого государственного экзамена как основной формы проведения государственной (итоговой) аттестации обучающих­ся, освоивших образовательные программы среднего (полно­го) общего образования, результаты которого одновременно будут являться результатами вступительных испытаний при по­ступлении в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также на создание механизмов обеспечения проведения единого государственного экзамена.

В целом проект поддерживается.

В то же время представляется необходимым конкретизиро­вать в проекте отдельные вопросы регулирования отношений, возникающих в связи с введением единого государственного экзамена.

В частности согласно проекту срок действия свидетель­ства о сдаче единого государственного экзамена будет уста­навливаться федеральным государственным органом управле­ния образованием. Однако данный вопрос непосредственно связан с правами граждан на получение профессионального образования, в связи с чем срок действия свидетельства о сдаче единого государственного экзамена должен быть уста­новлен в законодательном акте.

При определении порядка проведения единого государ­ственного экзамена в проекте следует отразить вопросы, каса­ющиеся апелляции результатов единого государственного эк­замена.

В проекте следует уточнить цели формирования федераль­ных баз данных и баз данных субъектов Российской Федерации при проведении единого государственного экзамена, механиз­мы их взаимодействия и использования, а также определения отдельных используемых в проекте терминов, в частности, та­ких, как «шкала оценивания» и «задание с развернутым отве­том».

К проекту имеются и иные замечания юридико-технического характера.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ» В ЧАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Опубликован 14 февраля 2007 г.
Вступает в силу с момента публикации
Принят Государственной Думой 26 января 2007 года
Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2007 года

Статья 1.

Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Со­вета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2000, № 30, ст. 3120; № 33, ст. 3348; 2002, № 26, ст. 2517; 2003, № 2, ст. 163; № 28, ст. 2892; 2004, № 10, ст. 835; № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; № 45, ст. 4627; 2007, № 1, ст. 21; «Российская газета», 2007, 10 января) следующие изменения:

в подпункте «б» подпункта 5 пункта 1 статьи 13 слово «порядок» заменить словом «правила»;

в статье 15:

а) пункт 4 изложить в следующей редакции: «4. Освоение образовательных программ основного обще­го, среднего (полного) общего образования и профессиональ­ных образовательных программ завершается обязательной ито­говой аттестацией обучающихся.

В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных образовательных программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттес­тацией обучающихся.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, осво­ивших образовательные программы среднего (полного) обще­го образования, проводится в форме единого государственно­го экзамена. Иные формы проведения государственной (итого­вой) аттестации могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработ­ке государственной политики и нормативно-правовому регули­рованию в сфере образования, для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего обра­зования в специальных учебно-воспитательных учреждениях зак­рытого типа для детей и подростков с девиантным (обществен­но опасным) поведением, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, или для обучающихся с отклонениями в развитии, освоивших образовательные програм­мы среднего (полного) общего образования.»;

б) дополнить пунктами 41-46 следующего содержания:

«41. Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоив­ших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федераль­ного компонента государственного образовательного стандар­та среднего (полного) общего образования. Единый государ­ственный экзамен проводится федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, совместно с органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации, осуществля­ющими полномочия в сфере образования.

42. Результаты единого государственного экзамена призна­ются образовательными учреждениями, в которых реализуются образовательные программы среднего (полного) общего об­разования, как результаты государственной (итоговой) аттеста­ции, а образовательными учреждениями среднего профес­сионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразователь­ным предметам.

43. Лицам, сдавшим единый государственный экзамен (далее - участники единого государственного экзамена), выдается свидетельство о результатах единого государственного экзамена. Срок действия такого свидетельства истекает 31 декабря года, следующего за годом его получения.

44. Лицам, освоившим образовательные программы среднего (полного) общего образования в предыдущие годы, в том числе лицам, у которых срок действия свидетельства о результатах единого государственного экзамена не истек, предоставляется право сдавать единый государственный экзамен в последующие годы в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся.

45. Лицам, проходившим военную службу по призыву и уволенным с военной службы, в течение года после увольнения с военной службы при поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования предоставляется право использовать результаты единого государственного экзамена, сданного ими в течение года до призыва на военную службу.

46. Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах, в том числе порядок подачи и рассмотрения апелляций, форма и порядок выдачи свидетельства о результатах единого государственного экзамена определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.»;

в) пункт 5 изложить в следующей редакции: «5. Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и контроль качества подготовки выпускников, которым по за­вершении каждого уровня или каждой ступени образования выдаются документы государственного образца о соответству­ющем уровне образования и (или) квалификации, обеспечива­ются федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации, осуществляющими полномочия в сфере образования, в соответствии с государственными образовательными стан­дартами.»;

г) дополнить пунктом 51 следующего содержания: «51. Для организации проведения единого государствен­ного экзамена и учета его результатов формируются феде­ральные базы данных и базы данных субъектов Российской Фе­дерации, в которые вводятся данные об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государ­ственного экзамена. Формирование, ведение указанных баз данных и обеспечение их взаимодействия, доступ к содержа­щейся в них информации осуществляются в порядке, опре­деляемом Правительством Российской Федерации. Участник единого государственного экзамена имеет право на беспрепят­ственный доступ к информации о себе, содержащейся в указан­ных базах данных.»; 3) в статье 16:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими фе­деральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Порядок приема граждан в государственные и муниципаль­ные образовательные учреждения начального профессиональ­ного образования, государственные и муниципальные образо­вательные учреждения среднего профессионального образова­ния и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования, а также особенности проведения вступительных испытаний для граж­дан с отклонениями в развитии устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.»;

б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11. Правила приема граждан в образовательное учрежде­ние определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.

Правила приема в государственные и муниципальные обра­зовательные учреждения на ступени начального общего, основ­ного общего, среднего (полного) общего и начального про­фессионального образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уров­ня.»;

в) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профес­сионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования осуществляется на конкурс­ной основе по заявлениям граждан. Условиями конкурса долж­ны быть гарантированы соблюдение прав граждан на образова­ние и зачисление граждан, наиболее способных и подготовлен­ных к освоению образовательной программы соответствующего уровня.

Конкурс в государственные и муниципальные образователь­ные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учрежде­ния высшего профессионального образования проводится на основании результатов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим направ­лению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием.

При приеме в государственные и муниципальные образова­тельные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреж­дения высшего профессионального образования по направ­лениям подготовки (специальностям), требующим наличия у поступающих лиц определенных творческих способностей, фи­зических и (или) психологических качеств, указанные образова­тельные учреждения вправе проводить по предметам, по кото­рым не проводится единый государственный экзамен, допол­нительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учиты­ваются наряду с результатами единого государственного экза­мена при проведении конкурса. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме могут прово­диться дополнительные испытания творческой и (или) профес­сиональной направленности, утверждается в порядке, опреде­ляемом Правительством Российской Федерации.

Государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования может быть предоставлено право проводить дополнительные вступительные испытания про­фильной направленности при приеме в такие образовательные учреждения по иным направлениям подготовки (специальнос­тям). Перечень указанных образовательных учреждений, при приеме в которые могут проводиться дополнительные вступи­тельные испытания профильной направленности, и направле­ний подготовки (специальностей) формируется на основании предложений государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Порядок, критерии отбора и перечень указанных образовательных учреждений и направлений подготовки (специальностей), по которым мо­гут проводиться дополнительные вступительные испытания про­фильной направленности, утверждаются Правительством Рос­сийской Федерации.

Перечень дополнительных испытаний и условия зачисления в государственные образовательные учреждения среднего про­фессионального образования и государственные образователь­ные учреждения высшего профессионального образования, обучение в которых связано с поступлением на государствен­ную службу и наличием у граждан допуска к сведениям, состав­ляющим государственную тайну, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функ­ции учредителя.

Перечень дополнительных вступительных испытаний и пра­вила их проведения в государственных и муниципальных обра­зовательных учреждениях среднего профессионального об­разования и государственных и муниципальных образователь­ных учреждениях высшего профессионального образования объявляются такими образовательными учреждениями не позд­нее 1 февраля текущего года.

Вне конкурса при условии успешного прохождения вступи­тельных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образо­вания и государственные и муниципальные образовательные уч­реждения высшего профессионального образования принима­ются:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной эк­спертизы не противопоказано обучение в соответствующих об­разовательных учреждениях;

граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход се­мьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

граждане, которые уволены с военной службы и поступают в образовательные учреждения, реализующие военные профес­сиональные образовательные программы, на основании реко­мендаций командиров воинских частей, а также участники бо­евых действий.

Преимущественным правом на поступление в государствен­ные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муници­пальные образовательные учреждения высшего профессиональ­ного образования пользуются граждане, уволенные с военной службы, дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие воен­ной травмы либо заболеваний, дети лиц, погибших или умер­ших вследствие военной травмы либо заболеваний, полученных ими при участии в проведении контртеррористических опера­ций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом. Порядок определения лиц, принимавших участие в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом, устанавливается в соответствии с федеральными законами.

Победители и призеры заключительного этапа всероссий­ской олимпиады школьников, члены сборных команд Россий­ской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Феде­рации, принимаются без вступительных испытаний в государ­ственные и муниципальные образовательные учреждения сред­него профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего про­фессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю все­российской олимпиады школьников, международной олимпиа­ды. Победители и призеры олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнитель­ной власти, осуществляющим функции по выработке государ­ственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, принимаются в государственные и муни­ципальные образовательные учреждения среднего профессио­нального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального об­разования для обучения по направлениям подготовки (специ­альностям), соответствующим профилю олимпиады школьни­ков, в порядке, установленном указанным федеральным орга­ном исполнительной власти.

Чемпионы Олимпийских игр, Параолимпийских игр и Сурдоолимпийских игр принимаются без вступительных испыта­ний в государственные и муниципальные образовательные уч­реждения среднего профессионального образования и госу­дарственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям) в области физи­ческой культуры и спорта.»;

4) в статье 27:

а) в пункте 2 слова «прошедшим итоговую аттестацию» заменить словами «прошедшим государственную (итоговую) аттестацию»;

б) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Лицам, не завершившим образования данного уров­ня, не прошедшим государственной (итоговой) аттестации или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учрежде­нии.

Лица, не прошедшие государственной (итоговой) аттеста­ции или получившие на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно не ранее чем через год государственную (итоговую) аттестацию.»;

5) статью 28 дополнить подпунктами 111-114 следующего содержания:

«111) установление форм и порядка проведения государ­ственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе единого государственного экзамена, порядка проверки экзаме­национных работ и системы оценки результатов, а также поряд­ка подачи и рассмотрения апелляций;

112) организация проведения единого государственного экзамена на территории Российской Федерации, в том числе разработка контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена и обеспечение ими государственных экзаменационных комиссий в субъектах Российской Федерации, организация и осуществление централизованной проверки экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, формирование и ведение федеральных баз данных об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена;

113) установление порядка приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения, в том числе порядка проведения дополнительных вступительных испытаний при поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования;

114) установление перечня олимпиад школьников и порядка их проведения;»;

6) статью 29 дополнить подпунктом 81 следующего содержания:

«81) обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные програм­мы основного общего и среднего (полного) общего образова­ния, в том числе в форме единого государственного экзамена, включая проверку экзаменационных работ участников единого государственного экзамена в установленном порядке, форми­рование и ведение баз данных субъектов Российской Феде­рации об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена;»;

7) статью 55 дополнить пунктом б1 следующего содержания:

«б1. За работниками, привлекаемыми по решению уполно­моченных органов исполнительной власти к проведению едино­го государственного экзамена в рабочее время и освобожден­ными от основной работы на период проведения единого го­сударственного экзамена, сохраняются гарантии, установленные трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права актами.

Работникам, привлекаемым к проведению единого государ­ственного экзамена, может выплачиваться компенсация за ра­боту по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты компенсации устанавли­ваются субъектом Российской Федерации в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на про­ведение единого государственного экзамена.».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Феде­рации, 1996, № 35, ст. 4135; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 21; «Россий­ская газета», 2007, 10 января) следующие изменения:

1) в статье 11:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Прием в государственные и муниципальные высшие учеб­ные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих сред­нее (полное) общее или среднее профессиональное образова­ние, на конкурсной основе по результатам единого государ­ственного экзамена.

Условиями конкурса должны быть гарантированы соблюде­ние прав граждан на образование и зачисление граждан, наи­более способных и подготовленных к освоению образователь­ных программ соответствующих уровня и (или) ступени.

При приеме в государственные и муниципальные высшие учебные заведения по направлениям подготовки (специально­стям), требующим наличия у поступающих лиц определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, указанные высшие учебные заведения вправе прово­дить по предметам, по которым не проводится единый госу­дарственный экзамен, дополнительные вступительные испыта­ния творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами едино­го государственного экзамена при проведении конкурса. Пере­чень направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, утвер­ждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Государственным высшим учебным заведениям может быть предоставлено право проводить дополнительные вступитель­ные испытания профильной направленности при приеме по иным направлениям подготовки (специальностям). Перечень указанных высших учебных заведений, при приеме в которые могут проводиться дополнительные вступительные испытания профильной направленности, и направлений подготовки (спе­циальностей) формируется на основании предложений госу­дарственных высших учебных заведений. Порядок, критерии отбора и перечень указанных высших учебных заведений и на­правлений подготовки (специальностей), по которым могут проводиться дополнительные вступительные испытания про­фильной направленности, утверждаются Правительством Рос­сийской Федерации.

Перечень дополнительных испытаний и условия зачисления в государственные высшие учебные заведения, обучение в ко­торых связано с поступлением на государственную службу и наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим го­сударственную тайну, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции учре­дителя.

Перечень дополнительных вступительных испытаний и пра­вила их проведения в государственных и муниципальных высших учебных заведениях объявляются такими высшими учебны­ми заведениями не позднее 1 февраля текущего года.

Правила приема граждан в высшие учебные заведения в части, не урегулированной настоящим Федеральным зако­ном, другими федеральными законами, нормативными право­выми актами уполномоченных федеральных органов исполни­тельной власти, определяются учредителем и закрепляются в уставе высшего учебного заведения.

Высшее учебное заведение вправе объявлять прием граж­дан только при наличии лицензии. Высшее учебное заведение обязано ознакомить абитуриента с указанной лицензией, а так­же со свидетельством о государственной аккредитации по каж­дому из направлений подготовки (специальности), дающим право на выдачу документа государственного образца о выс­шем профессиональном образовании. Об ознакомлении абиту­риента со свидетельством о государственной аккредитации по выбранному им направлению подготовки (специальности) или об отсутствии указанного свидетельства в приемные документы вносится запись, которая заверяется личной подписью абиту­риента.»;

б) в пункте 3:

абзацы первый и второй признать утратившими силу; абза­цы третий - восьмой изложить в следующей редакции:

«Вне конкурса при условии успешного прохождения вступи­тельных испытаний в государственные и муниципальные выс­шие учебные заведения принимаются:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно за­ключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях;

граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход се­мьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

граждане, которые уволены с военной службы и поступают в образовательные учреждения, реализующие военные профес­сиональные образовательные программы, на основании реко­мендаций командиров воинских частей, а также участники бо­евых действий.

Победители и призеры заключительного этапа всероссий­ской олимпиады школьников, члены сборных команд Россий­ской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в по­рядке, определяемом Правительством Российской Федерации, принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников, международ­ной олимпиады. Победители и призеры олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработ­ке государственной политики и нормативно-правовому регули­рованию в сфере образования, принимаются в государствен­ные и муниципальные высшие учебные заведения для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствую­щим профилю олимпиады школьников, в порядке, установлен­ном указанным федеральным органом исполнительной власти.»;

дополнить новым абзацем девятым следующего содержа­ния:

«Чемпионы Олимпийских игр, Параолимпийских игр и Сурдоолимпийских игр принимаются без вступительных испы­таний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения для обучения по направлениям подготовки (специ­альностям) в области физической культуры и спорта.»;

абзац девятый считать абзацем десятым и дополнить его словами «, дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, дети лиц, погибших или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, полу­ченных ими при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с террориз­мом. Порядок определения лиц, принимавших участие в про­ведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятии по борьбе с терроризмом, устанавливается в соответ­ствии с федеральными законами»; 2) в статье 24:

а) пункт 2 дополнить подпунктами 10 и 11 следующего содержания:

«10) утверждение порядка и критериев отбора, а также пе­речня высших учебных заведений, при приеме в которые про­водится дополнительное вступительное испытание профильной направленности, и направлений подготовки (специальностей);

11) определение порядка утверждения перечня направле­ний подготовки (специальностей), по которым при приеме в высшие учебные заведения могут проводиться дополнитель­ные испытания творческой и (или) профессиональной направ­ленности.»;

б) подпункт 14 пункта 3 изложить в следующей редакции: «14) установление порядка приема граждан в государственные и муниципальные высшие учебные заведения, в том числе порядка проведения дополнительных вступительных испытаний при поступлении в указанные высшие учебные заведения, и порядка перевода обучающихся из одного высшего учебного заведения в другое;».

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением абзаца второго подпункта «б» пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Абзац второй подпункта «б» пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2009 года.

При введении единого государственного экзамена устанавливается переходный период со дня официального опубликования настоящего Федерального закона до 1 января 2009 года.

В 2007 году единый государственный экзамен проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена.

В 2008 году единый государственный экзамен проводится в субъектах Российской Федерации по общеобразовательным предметам, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, на основании пред­ставлений органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере обра­зования. Государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и госу­дарственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования самостоятельно оп­ределяют форму вступительных испытаний по общеобразова­тельным предметам, по которым в субъекте Российской Феде­рации, на территории которого расположено данное образова­тельное учреждение, единый государственный экзамен не проводится. При этом результаты единого государственного экзамена учитываются такими образовательными учреждения­ми как результаты вступительных испытаний по общеобразова­тельным предметам, по которым проводится единый государ­ственный экзамен на территории Российской Федерации.

Президент Российской Федерации В. ПУТИН
Москва, Кремль

9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ



Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика