Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Письмо Минобразования РФ от 14.12. 2000 г. № 22-06-1375/175

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ
НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14.12. 2000 г. № 22061375/175

Органы управления образованием
субъектов Российской Федерации

Территориальные
организации Профсоюзов

 

Министерство образования Российской Федерации и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации направляют для практического использования в работе сборник «Ответы на вопросы по применению Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (прилагается).

Сборник составлен на основе обращений и запросов от органов управления образованием, территориальных организаций Профсоюза, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, посту пивших с момента введения в действие Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования России от 26.06.2000 № 1908 (зарегистрирован в Минюсте Рос сии 24.07 2000, регистрационный № 2322).

В связи с изданием настоящего письма не применяются письмо Минобразования России от 29.12.93 № 239М и раздел I письма Минобразования России и ЦК профсоюза работников народного образования и науки России от 22.04.97 № 23/146.

Первый заместитель
Министра образования
Российской Федерации

А. Ф. Киселев

Заместитель Председателя Профсоюза
работников народного образования
и науки Российский Федерации

Г. И. Меркулова


Приложение

к письму Минобразования России

и Профсоюза работников народного

образования и науки Российской Федерации

от 14 декабря 2000 г № 22061375/175

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1. Вопрос.

Должны ли быть признаны утратившими силу территориальные и ведомственные положения об аттестации, принятые в соответствии с ранее действовавшим Типовым положением, с момента введения в действие Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее по тексту — Положение)?

Ответ.

Территориальные и ведомственные положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования с 1 сентября 2000 года должны быть признаны утратившими силу.

Формы и процедуры аттестации, являвшиеся составной частью территориальных и ведомственных положений об аттестации и не противоречащие Положению, должны быть доведены до муниципальных, территориальных ведомственных органов управления образованием и образовательных учреждений отдельным нормативно-правовым актом. Кроме того, работникам должно быть предоставлено право выбора форм и процедур аттестации.

2. Вопрос.

Могут ли органы управления образованием принимать дополнительные нормативно-правовые акты о порядке аттестации с учетом специфики региона, отрасли?

Ответ.

Нет, не могут, поскольку пункт 1.8 Положения не допускает установления федеральными ведомственными органами управления образованием, органами управления субъектов Российской Федерации, местными (муниципальными) органами управления образованием, образовательными учреждениями иного порядка проведения аттестации.

В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» установление порядка аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений отнесено к компетенции Российской Федерации, которая реализуется Министерством образования Российской Федерации (подпункт 44 пункта 5 Положения о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 № 258).

3. Вопрос.

Письмом Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 15.08.2000, №№ 297/1910, 117 предложено в 2000—2001 учебном году проводить аттестацию педагогических и руководящих работников в сроки, предусмотренные Положением, по ранее поданным заявлениям.

Означает ли это, что работники, у которых срок действия квалификационных категорий истекает в 2000—2001 учебном году, подавшие заявления на аттестацию позднее 1 октября 2000 года (дата начала аттестации в соответствии с Положением), теряют в 2000—2001 учебном году право на прохождение аттестации?

Ответ.

Нет, не означает. В регионах, где сроки подачи заявлений были установлены позднее 1 октября или не установлены вообще, соответствующие органы управления образованием должны предоставить таким работникам на основании их заявлений возможность пройти аттестацию в 2000—2001 учеб ном году или продлить срок действия имеющихся квалификационных категорий до прохождения ими аттестации в 2001—2002 учебном году.

4. Вопрос.

Могут ли пройти аттестацию в порядке, предусмотренном Положением, педагогические работники негосударственных и ведомственных образовательных учреждений и каким образом?

Ответ.

Педагогические работники негосударственных и ведомственных образовательных учреждений могут пройти аттестацию в порядке, предусмотренном Положением, на основе договора между органом управления образованием, при котором создана соответствующая аттестационная комиссия, и негосударственным, ведомственным образовательным учреждением или самим работником.

5. Вопрос.

Работнику в текущем учебном году присвоена квалификационная категория. Через какое время он может обратиться в соответствующую аттестационную комиссию с заявлением о прохождении аттестации на более высокую квалификационную категорию?

Ответ.

Работник, которому в текущем учебном году присвоена квалификационная категория, может обратиться с заявлением о прохождении аттестации на более высокую квалификационную категорию в соответствующую аттестационную комиссию с заявлением в сроки, установленные для его подачи.

6. Вопрос.

Какие сведения о повышении квалификации вносятся в заявление и аттестационный лист и должны ли эти сведения подтверждаться соответствующими документами?

Ответ.

В заявление и аттестационный лист вносятся сведения о прохождении повышения квалификации в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 № 610, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 № 213. Сведения должны вноситься на основании документов государственного образца о прохождении повышения квалификации (п. 28 указанного Типового положения).

По желанию работника в заявление могут вноситься сведения на основании иных документов о прохождении повышения квалификации.

7. Вопрос.

Если педагогический работник не согласен с решением аттестационной комиссии, как он может обжаловать это решение? Может ли выше стоящая аттестационная комиссия отменить решение нижестоящей аттестационной комиссии?

Ответ.

В соответствии с п. 4.3. Положения трудовые споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам (КТС), судах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Следует иметь в виду, что обжалованию подлежат только вопросы, связанные с процедурой прохождения аттестации (например, отказ в приеме заявления, сроки прохождения аттестации, состав и полномочность аттестационных комиссий и экспертных групп, порядок голосования при принятии решения аттестационной комиссией и др.). Сама оценка соответствия уровня профессиональной компетентности работника требованиям к квалификации при присвоении ему квалификационной категории обжалованию не подлежит.

Административный порядок рассмотрения споров по вопросам аттестации Положением не предусмотрен, поэтому вышестоящие аттестационная комиссия или орган управления образованием не могут отменить решение нижестоящей аттестационной комиссии.

8. Вопрос.

Положением предусмотрено, что персональный состав аттестационной комиссии образовательного учреждения, регламент ее работы определяются самим образовательным учреждением, создающим аттестационную комиссию. Означает ли, что решение этих вопросов находится только в компетенции руководителя образовательного учреждения?

Ответ.

Нет, не означает. Вопросы формирования аттестационной комиссии, регламента ее работы, включения в ее состав работников образовательного учреждения, представителей органов государственной власти и местного самоуправления, научных и других организаций и отнесение этих вопросов к компетенции руководителя и (или) органов самоуправления образовательного учреждения, должны определяться в порядке, предусмотренном Уставом образовательного учреждения, или в порядке, установленном органом самоуправления образовательного учреждения.

Представитель соответствующего профсоюзного органа включается; в состав аттестационной комиссии любого уровня в обязательном порядке на основе п. 3.6. Положения.

9. Вопрос.

Может ли быть делегировано право проведения аттестации педагогических и руководящих работников на первую квалификационную категорию аттестационной комиссии образовательного учреждения?

Ответ.

Положение не предусматривает делегирование права проведения аттестации педагогических и руководящих работников на первую квалификационную категорию аттестационным комиссиям образовательных учреждений за следующим исключением.

В соответствии с п. 3.2. Положения Министерство образования Российской Федерации, федеральные ведомственные органы управления образованием могут делегировать право проведения аттестации на первую квалификационную категорию педагогических и руководящих работни ков (кроме директоров, начальников, заведующих) образовательных учреждений только федерального подчинения и только непосредственно образовательному учреждению федерального подчинения. В указанном случае образовательному учреждению делегируется и право присвоения таким работникам первой квалификационной категории.

10. Вопрос.

Может ли быть делегировано право аттестации на высшую квалификационную категорию муниципальной аттестационной комиссии или аттестационной комиссии образовательного учреждения?

Ответ.

Нет, не может. В соответствии с Положением право аттестации педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию находится исключительно в компетенции Центральной и Глав ной аттестационных комиссий.

11. Вопрос.

Имеют ли право Центральная и Главная аттестационные комиссии проводить аттестацию педагогических и руководящих работников на первую и вторую квалификационные категории?

Ответ.

Всоответствии с п.3.1. Положения Центральная аттестационная комиссия имеет право проводить аттестацию только педагогических и руководящих работников образовательных учреждений федерального подчинения и только на вторую и первую квалификационные категории.

Главная аттестационная комиссия имеет право проводить аттестацию педагогических и руководящих работников образовательных учреждений на высшую квалификационную категорию, а также на первую квалификационную категорию педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, находящихся в непосредственном подчинении субъектов Российской Федерации.

Центральной, Главной и муниципальной аттестационным комиссиям Положением не предоставлено право проведения аттестации на вторую квалификационную категорию.

12. Вопрос.

Какой аттестационной комиссией осуществляется аттестация руководителей образовательных учреждений как педагогических работников, в т.ч. на вторую квалификационную категорию?

Ответ.

Аттестация руководителя образовательного учреждения как педагогического работника в зависимости от квалификационной категории, на которую он претендует, осуществляется соответствующей аттестационной комиссией.

13. Вопрос.

В каких случаях в образовательном учреждении не может быть создана аттестационная комиссия и его педагогические работники будут аттестовываться на вторую квалификационную категорию в аттестационной комиссии другого образовательного учреждения?

Ответ.

Эта случаи могут быть связаны с малочисленностью работников образовательного учреждения, невозможностью сформировать аттестационную комиссию из-за отсутствия специалистов и по другим причинам. В этих и других случаях по распоряжению местного (муниципального) органа управления образованием аттестация педагогических работников может осуществляться аттестационной комиссией другого образовательного учреждения (пункт 3.3. Положения).

14. Вопрос.

Какие аттестационные комиссии кроме центральной могут осуществлять аттестацию педагогических и руководящих работников ведомственных государственных и ведомственных муниципальных образовательных учреждений (например, музыкальные школы, школы искусств, культуры, учреждения среднего профессионального образования культуры и здравоохранения, социального обеспечения), учредителями которых являются органы государственной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления?

Ответ.

Учитывая, что законодательством Российской Федерации об образовании (статьи 31 и 37 Закона Российской Федерации «Об образовании») не предусмотрено создание ведомственных органов управления образованием на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальном уровне, то аттестация работников ведомственных образовательных учреждений (кроме образовательных учреждений, находящихся в подчинении федеральных ведомственных органов управления образованием) осуществляется соответственно главной или муниципальной аттестационными комиссиями, создаваемыми государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации и местными (муниципальными) органами управления образованием по договору между работниками или образовательным учреждением, либо, если такими полномочиями указанные аттестационные комиссии будут наделены соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

15. Вопрос.

Может ли быть решение аттестационной комиссии в отношении работника, проходящего аттестацию, по каким-либо причинам принято в срок, превышающий 2 месяца с начала ее прохождения?

Ответ.

Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения (определяется графи ком) и до принятия решения о соответствии или несоответствии работника заявленной квалификационной категории (пункт 2.2. Положения).

Продолжительность аттестации работника в исключительных случаях может быть увеличена органом управления образованием, руководителем образовательного учреждения, проводящими аттестацию, например, по причине временной нетрудоспособности работника в период прохождения аттестации или другим уважительным причинам.

16. Вопрос.

Относятся ли к работникам-совместителям, имеющим право пройти аттестацию в соответствии с п. 2.6 Положения, преподаватели вузов, специалисты органов управления образованием и методкабинетов, выполняющие педагогическую работу в государственных и муниципальных образовательных учреждениях?

Ответ.

Вданном случае к работникам-совместителям относятся все работники учреждений и организаций, включая преподавателей вузов, специалистов органов управления образованием и методических кабинетов, если они осуществляют педагогическую работу в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в должностях, тарифно-квалификационные характеристики которых предусматривают наличие квалификационных категорий, а оплата за эту работу осуществляется по разрядам Единой тарифной сетки.

17. Вопрос.

Нужно ли дублировать в образовательном учреждении приказ органа управления образованием о присвоении работнику квалификационной категории?

Ответ.

Нет, не нужно. На основании сведений, содержащихся в аттестационном листе работника о присвоенной квалификационной категории, руководитель образовательного учреждения вносит в трудовую книжку работника запись о присвоенной квалификационной категории и издает приказ об установлении ему соответствующего этой квалификационной категории разряда оплаты труда.

18. Вопрос.

Почему в Положении не предусмотрено никаких преимуществ при аттестации работников, имеющих почетные звания, государственные или ведомственные награды, ученую степень кандидата или доктора наук?

Ответ.

Положение определяет порядок аттестации для всех педагогических и руководящих работников без каких-либо исключений и преимуществ в отношении аттестуемого.

До введения вариативных форм и процедур аттестации федеральные ведомственные органы управления образованием и органы управления образованием субъектов Российской Федерации могут при проведении аттестации предусматривать особые формы и процедуры для педагогических и руководящих работников, в том числе и имеющих государственные, ведомственные награды, ученую степень.

19. Вопрос.

Имеет ли право аттестационная комиссия отказать в приеме заявления на прохождение аттестации от работника, достигшего пенсионного возраста?

Ответ.

Нет, такого права у аттестационной комиссии нет.

20. Вопрос

Кто принимает решение о продлении срока действия имеющейся у работника квалификационной категории?

Ответ.

Продление срока действия квалификационной категории осуществляется в исключительных случаях соответствующими органами управления образованием по заявлению работника. Заявления должны быть адресованы: на продление высшей квалификационной категории — федеральному, федеральным ведомственным органам управления образованием, органам управления образованием субъектов Российской Федерации; на продление первой и второй квалификационных категорий — местным (муниципальным) органам управления образованием. Кроме того, органы управления образованием субъектов Российской Федерации могут принять общее решение по данному вопросу.

Следует иметь в виду, что срок рассмотрения заявлений граждан, в том числе и по данному вопросу, не должен превышать одного месяца.

21. Вопрос.

В письме Минобразования России и Профсоюза работников народно го образования и науки Российской Федерации от 15.08.2000 №№297/19 10, 117 (п. 4) квалификационные категории в течение срока их действия учитываются на всей территории Российской Федерации при установлении работникам разрядов оплаты труда, в том числе и при поступлении на педагогическую работу вынужденных переселенцев из бывших республик СССР, если им по прежнему месту работы по результатам аттестации была присвоена квалификационная категория по соответствующей должности. Кого следует считать вынужденными переселенцами в таком случае?

Ответ.

Вданном случае вынужденным переселенцем признается лицо, достигшее 18летнего возраста и имеющее документ установленного образца о признании его вынужденным переселенцем в соответствии с Законом Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» в редакции Федерального Закона 1995 г. № 202ФЗ. Срок действия имеющейся у такого педагогического работника квалификационной категории на территории Российской Федерации может превышать пять лет с момента ее присвоения по прежнему месту работы.

22. Вопрос.

Очень часто педагогические работники, имеющие квалификационную категорию по должности, например, учителя, преподаватели выполняют одновременно работу по другой должности, связанной с педагогической работой. Может ли оплата труда работников на разных педагогических должностях производиться с учетом квалификационной категории, присвоенной работнику по одной из педагогических должностей?

Ответ.

Оплата труда на разных педагогических должностях может в ряде случаев осуществляться с учетом присвоенной по одной из занимаемой должностей квалификационной категории, если совпадают по этим должностям их должностные обязанности, учебные программы, профили работы.

Примеры

Должность по которой присвоена квалификационная категория

Должность, по которой оплата труда производится с учетом квалификационной категории, присвоенной по должности, указанной в графе 1

учитель, преподаватель

— воспитатель (независимо от места работы группа продленного дня, общежитие,
интернат при школе, школа-интернат, детский дом и др.).

социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования (при совпадении профиля кружка, направления дополнительной работы профилю работы по основной должности)

старший воспитатель

—воспитатель

преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки (ОБЖ)

—учитель, преподаватель, ведущий
занятия с обучающимися по курсу «Основы
безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки (ОБЖ),

руководитель физвоспитания

—учитель, преподаватель физкультуры (физвоспитания)

—инструктор физкультуры

мастер производственного обуче­ния

—учитель труда, преподаватель, ведущий преподавательскую работу по аналогичной специальности, инструктор по труду; педагог дополнительного образования (по аналогичному профилю).

учитель трудового обучения (технологии)

—мастер производственного обучения,
инструктор по труду,

учитель-дефектолог

учитель логопед

—учитель специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с отклонениями в развитии,

учитель музыки общеобразова­тельных учреждений, преподаватель учреждения среднего профессионального образования преподаватель детской музыкаль­ной школы (школы искусств, культуры), музыкальный руководитель, концертмейстер

—педагог дополнительного образования (при
совпадении профиля кружка, направления дополнительной работы профилю работы по основной должности,

—преподаватель детской музыкальной школы (школы искусств, культуры), музыкальный руководитель, концертмейстер;

—учитель музыки общеобразовательного учреждения, преподаватель учреждения среднего профессионального образования;

тренер-преподаватель ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП

— учитель преподаватель физкультуры (физвоспитания), инструктор по физкультуре;

преподаватель учреждения начального или среднего

—учитель того же предмета в общеобразовательном учреждении;

профессионального образования учитель общеобразовательного учреждения

—преподаватель того же предмета в учреждении начального и среднего профессионального образования.

В других случаях вопрос о возможности учитывать при оплате труда за работу на разных педагогических должностях имеющуюся квалификационную категорию, присвоенную по одной из них, может быть рассмотрен на основании письменного заявления работника соответствующим органом управления образованием (в т. ч. ведомственным), к чьей компетенции относится присвоение квалификационной категории.

23. Вопрос.

С какого времени должен устанавливаться разряд оплаты труда, соответствующий присвоенной квалификационной категории?

Ответ.

Разряд оплаты труда, соответствующий присвоенной квалификационной категории, устанавливается со дня принятия решения аттестационной комиссией о соответствии работника заявленной квалификационной категории.

24. Вопрос.

Если на педагогическую работу в учреждения общего, начального или среднего профессионального образования принимаются преподаватели и другие работники вузов, НИИ, имеющие по основному месту работы 14, 15,16 и более высокие разряды ETC, должны ли быть за ними сохранены эти разряды?

Ответ.

Разряды оплаты труда, которые работники имели в учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, при переходе на педагогическую работу в учреждения общего, начального и среднего профессионального образования, не сохраняются Оплата труда в учреждениях общего, начального и среднего профессионально образования устанавливается в соответствии с разрядами ETC, предусмотренными по занимаемым должностям тарифно-квалификационными характеристики (ТКХ), в соответствии с установленными в них требованиями.

Учитывая, что вопросы, связанные со сроками установления разрядов оплаты труда возникают не только при присвоении квалификационных категорий, но и в связи с изменением стажа педагогической работы, уровня образования, получением ученой степени и других случаях, следует иметь в виду:

—установление разрядов оплаты труда педагогическим работникам в зависимости от уровня образования и стажа работы осуществляется на основании документов об образовании, стаже работы и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения,

—установление разрядов оплаты труда руководящим работникам образовательного учреждения осуществляется в соответствии с документами о присвоенной квалификационной категории с учетом группы по оплате труда руководителей, к которой отнесено образовательное учреждение, и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения (в т. ч. и на самого руководителя).

Установление разрядов оплаты труда работников, предусмотренных ТКХ, производится со дня:

—назначения работника на должность;

—увеличения стажа педагогической работы (стажа работы по специальности или в определенных должностях и учреждениях), если документы, его подтверждающие, находились в образовательном учреждении, или со дня представления работником указанных документов в образовательное учреждение;

—представления соответствующего документа об образовании (при получении образования или восстановлении документа об образовании);

—вынесения решения высшей аттестационной комиссией (ВАК) о выдаче диплома о присвоении ученой степени;

—присвоения почетного звания.

При наступлении у работника права на изменение оплаты труда в указанных случаях в период пребывания его в очередном или дополнительном отпуске, а также в период его временной нетрудоспособности оплата труда по более высокому разряду ETC производится с первого рабочего дня по окончании отпуска или периода временной нетрудоспособности.



Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика