Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Дружба в жизни современного подростка

М., 2003

Выступление посвящено исследованию развития дружеских отношений современных подростков. К исследованию феноменов дружбы с конца 19 века и по сегодняшний день проявляли интерес представители различных психологических отраслей и течений. Под влиянием на личность подростка друзей, товарищей, сверстников и социальной среды происходит его идентификация. Осознанный выбор друзей из многочисленного числа знакомых и товарищей становится возможным для подростка благодаря новой форме интеллектуальной деятельности - мышлению в понятиях.

Появление обобщенных понятий и развитие способностей их форматировать ведет к появлению в сознании ребенка идеалов и, прежде всего идеалов дружбы и друга. Поскольку психологическое содержание идеалов определяется общей социальной ситуацией развития, то мы предполагаем, что периоды существенных общественных преобразований, переживаемых нами в современной России, приводят к перестройке подростковых идеалов. Для понимания развития личности современного подростка важно исследовать не только особенности развития дружеских отношений детей, но и прояснить содержание дружбы и друга, а также выяснить основные источники влияния на них, оценив влияние различных сфер культурного взаимодействия.

В ходе теоретического анализа психологических исследований феномена дружбы нами были выдвинуты следующие гипотезы:

  • несмотря на изменения российской общественной ценностной структуры последних 10-20 лет, безусловно, затрагивающие современных подростков, потребность в друге и дружбе остается у них одной из важнейших;
  • конкретное содержание понятия друга и дружбы различаются у подростков различного пола и возраста;
  • на формирование идеалов друга и дружбы современных подростков оказывают влияние СМИ, художественная литература, образование;
  • образование, то есть направленное педагогическое воздействие посредством школьных уроков и внеклассной воспитательной работы, оказывает решающие воздействие на формирование подростковых идеалов

Для проверки выдвинутых нами гипотез была составлена специальная процедура исследования. Все исследования проводились на базе гимназии №1541 ЗАО. В исследовании принимали участие учащиеся 7-9 классов в возрасте от 12-15 лет.

Выдвинутые гипотезы были проверены при помощи:

  1. ранжирование ценностных ориентиров современными подростками (методика «Ранжирования понятий» Н.И. Дереклеевой);
  2. анкеты «Мое понимание дружбы», представляющей собой модифицированный вариант опросников А.В. Киричука и В.А. Лосенкова (полученные ответы были подвергнуты контакт-анализу);
  3. анкетирование учащихся 7-9-ых классов на тему: «Поиски в культурном пространстве отзвуков своего понимания дружбы»;
  4. экспериментальной работы.

Экспериментальная работа проводилась в 2-ух параллелях 7-9-ых классов.

Выводы. Полученные результаты исследований позволяют в целом подтвердить гипотезы и сформулировать следующие положения:

  • потребность в дружеских отношениях является не только одной из центральных, но наиважнейшей среди прочих подростковых ценностей
  • конкретное содержание понятия друга и дружбы различаются у подростков разного пола и возраста

В дружеских отношениях подростков мальчикам и девочкам важны различные качества друга. В целом, просматривается устойчивость предпочтений тех или иных характеристик личности друга в зависимости от возраста подростов. От младшего к старшему подростковому возрасту происходит постепенное формирование и осознание понятий «дружбы», «друг», «товарищ».

  • На формирование подростковых идеалов дружбы и друга различные компоненты культурного воздействия: СМИ, художественная литература, образование - оказывают неравноценное влияние. Решающую роль в данном процессе играет представленный ТВ экранный образ. Экранный образ, определяя характер современной массовой культуры, существенным образом влияет на подростковую субкультуру, задавая «идеальные» образцы и нормы поведения, на основе идентификационных механизмов присваиваются подростковым сознанием.
  • Существуют различия в идеалах современных подростков для себя и для друга. Образы героев художественной литературы в формировании идеалов друга продолжают играть существенную роль для детей. Для большинства подростков ориентир выбора «Я»-идеала и идеала друга совпадает.
  • Образование, в частности школьные уроки по Мировой художественной культуре, литературе и внеклассной воспитательной работы оказывает влияние на формирование подростковых идеалов. Однако, его роль невелика и значительно уступает влиянию СМИ.

В ходе педагогического эксперимента нами получен «двойственный» результат:

  • С одной стороны - не удалось достичь подтверждения решающей роли образования на формирование подростковых идеалов, в частности - идеалов «дружбы» и «друга». Результаты показывают, что подростки не трансформируют на себя «педагогическую добавку». Их предпочтения не изменяются в свободном выборе.
  • С другой стороны - разница результатов экспериментальной и контрольной групп показывает, что педагогическое воздействие, предоставляя учащимся более широкий спектр ролей для выбора и ориентируя на традиционно положительные образы, оказывает положительное влияние на развитие социализации и идентификации современных подростков

Отрицательный результат задает для нас проблему, требующую разрешения на будущее. Это не только проблема конкретного учителя или школы. Нравственные ориентиры современных подростков в связи с социальными изменениями российского общества и как следствие - его культурной среды, претерпели значительные изменения за последние 10-20 лет. Внимание родителей, учителей, наставников, деятелей образования и культуры должно быть направлено на формирование позитивно влияющего на сознание подростка Культурного пространства. Очевидна необходимость в дальнейшей педагогической, методической, теоретической работе в данном направлении.

Смотрите также:
Вернуться к списку

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика