Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Психологическая подготовка к ЕГЭ. Тренинг


Программа довузовской подготовки факультета "Психология образования" МГППУ

Области применения

Основанная цель данного курса - развитие психологической устойчивости к предстоящему единому государственному экзамену. Занятия проходят в виде игровых упражнений, дискуссий, деловых игр, лекций.



Общее описание

На занятиях участники тренинга научаются и узнают как:

  • перестать бояться ЕГЭ и стать более уверенным; 
  • контролировать свое психологическое состояние в период подготовки и сдачи единого государственного экзамена;
  • развить установку на успешную сдачу ЕГЭ; 
  • преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче ЕГЭ;
  • и, наконец, сможете стать психологически более сильным.

Необходимость введения в учебную программу довузовской подготовки курса «Психологическая подготовка к ЕГЭ» связана с тем, что экзамен в форме тестирования в нестандартных условиях является фактором, затрудняющим успешную демонстрацию своих знаний. Следствием этого может явиться то, что при достаточной академической подготовленности выпускников, не все могут в достаточной степени реализовать свой учебный потенциал.

Анализ современной образовательной практики показывает, что в настоящий момент существует своего рода методический разрыв между сложившейся системой обучения и ЕГЭ как методом оценки ее эффективности. Таким образом, возникает противоречие между особенностями образовательной программы, формирующей определенные знания, умения и навыки, и тем, какие знания требуются для сдачи единого государственного экзамена. Следствием этого является восприятие новой формы экзамена как чужеродного феномена, предоставление о том, что он препятствует развитию ребенка, а также превращению подготовки к ЕГЭ в натаскивание. Вместе с тем, психологической стороне подготовки к ЕГЭ фактически не уделяется внимание. Можно выделить следующие типы личностных и когнитивных трудностей, усложняющих успешную сдачу ЕГЭ:

  1. Когнитивные трудности – это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми зданиями. Учащиеся с когнитивными трудностями не могут выбрать оптимальную стратегию подготовки к ЕГЭ. Основная психологическая стратегия работы с такими учащимися должна строиться на выработке собственной стратегии подготовки и сдачи ЕГЭ. Данная стратегия строится на оптимальном использовании временного потенциала.
  2. Личностные трудности – эти трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Прежде всего, к личностным трудностям отнесем высокий уровень тревожности. Основная стратегия работы с учащимися, имеющими личностные трудности, строится на снижении тревожности, связанной с условиями проведения ЕГЭ (незнакомая обстановка, отсутствие знакомых преподавателей, использование только одного канала восприятия и демонстрации своих знаний). К личностным трудностям также может быть отнесены группы риска, представляющие собой доминирование у выпускника определенных личностных трудностей, усложняющих успешную сдачу ЕГЭ.
  3. Процессуальные трудности – это проблемы, которые связаны с самой процедурой Единого государственного экзамена. Выделяют несколько групп процессуальных трудностей: трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов, трудности, связанные с ролью взрослого, трудности, связанные с критериями оценки, трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.

Исходя из вышесказанного, основной целью образовательной программы «Психологическая подготовка к ЕГЭ» является: оказание комплексной психологической помощи учащимся школ при сдаче ЕГЭ.

Задачи:

  1. Формирование адекватного реалистичного мнения о ЕГЭ;
  2. Развитие установки на успешную сдачу ЕГЭ;
  3. Преодоление психологических барьеров, мешающих успешной сдаче ЕГЭ;
  4. Коррекционная и развивающая работа с личностными и когнитивными трудностями, мешающими подготовке и сдаче ЕГЭ;
  5. Формирование конструктивной стратегии деятельности на ЕГЭ.  

Основные формы занятий: тренинговые (интерактивные) занятия, деловые игры, психологические практикумы, дискуссии.

Тематический план занятий

I занятие

  1. Вступление: Экзамен как психологическая нагрузка.
  2. Практикум: Обучение навыкам саморегуляции, контроля эмоционального состояния.
    Перерыв
  3. Социально-психологический тренинг: Моя ответственность на экзамене.
  4. Дискуссия: Индивидуальный способ деятельности.
    Перерыв
  5. Интерактивное упражнение: Проигрывание процедуры ЕГЭ.
  6. Социально-психологический тренинг: «Выбор наиболее оптимального темпа подготовки к ЕГЭ.

II занятие

  1. Практикум: Профилактика конфликтно-опасных ситуаций в экзаменационный период.
  2. Социально-психологический тренинг: Совершенствование коммуникативного общения в системе “ученик-учитель”, “учитель-родитель”, “ученик-родитель”;
    Перерыв
  3. Аутотренинг: Как справиться со стрессом на экзамене.
  4. Социально-психологический тренинг: Профилактика конфликтно-опасных ситуаций в экзаменационный период.
    Перерыв
  5. Деловая игра: Стратегия поддержки учащихся группы риска:
    - Тревожные дети;
    - Инфантильные дети;
    - Неуверенные дети;
    - Перфекционисты и «отличники»;
    - Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации.

Факультет «Психология образования»
ПРОГРАММА КУРСА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ»
Автор-составитель: А.С.Миняев
Москва
2010


ОБУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОЕ

Запись на программы по телефонам:
8 (985) 282-40-76
8 (499) 244-07-16

или по e-mail: abitur-fpo@mail.ru

ЭЛЕКТРОННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ




Рекомендуемая литература

1. Автаева И.В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся переподготовке к ответам на уроках, выступлениям, экзаменам.
2. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. –  Спб; 1996.
3. Вачков И. Основы группового тренинга.-М.2000.
4. Джексон П. Импровизация в тренинге. – Спб.: Питер, 2002
5. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально- психологический тренинг.-Л. , 1989.
6. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред.Б.Д. Парыгина.-Спб.1997.
7.. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М. 2001. Орлова Е. Подводя итоги. Экзамены в экспериментальном режиме. Материал газеты «Школьный психолог», 2005 г., № 2;
8. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.1989.
9. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют…» Психологический практикум. – Дубна.2000.
10. Стимсон Н. Подготовка и представление тренинговых  материалов. - Спб.2002.
11. Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. - М. 2008
12. Чеботарева  Е.В.  Как помочь ученикам в процессе подготовки к  ЕГЭ  - М. 2006.
13. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М. 2009.
14. Чибисова М. Готовим к ЕГЭ Стратегии работы с детьми групп риска ч.2
Материал газеты «Школьный психолог»,№15, 2004г.




Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика