Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

К вопросу о психологической помощи родителям детей 6-7 лет, переживающих кризис развития

2 часть, М., 2005. - 360 с.
Автор: Кисова В.В.

Последнее время в нашей стране отмечается устойчивый рост интереса специалистов разных профилей к проблемам семьи. В частности, общество все чаще акцентирует свое внимание на особенностях взаимоотношений в семье, ценностных ориентациях и установках родителей как ведущем факторе социализации ребенка.

Специалисты-психологи рассматривают семью как уникальную социальную структуру, которая имеет значительные резервы для решения эмоциональных, коммуникативных и других психологических проблем в жизни детей. Обладая устойчивостью, семья, тем не менее, чутко реагирует на личностные изменения каждого своего члена. Особенно наглядно иллюстрирует эту зависимость реагирование семьи на проживание ребенком возрастных кризисов развития

Кризис 7 лет был описан исследователями одним из первых. Концептуальные положения о специфике данного переходного периода были заложены в трудах Л.С.Выготского. В работах «Проблема возраста», «Кризис 7 лет» он говорит о существенной трансформации сознания семилетнего ребенка, о начале дифференциации внутренней и внешней сторон его личности.

Важнейшие исследования перехода ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту были сделаны Л.И. Божович (1968; 1978), которая считала источником кризисных явлений неудовлетворенное стремление ребенка к новому социальному положению школьника и к учению как к новой общественно значимой деятельности.

Дальнейшие исследования кризиса 7 лет затрагивали самые различные аспекты становления ребенка в данный возрастной период. Так, Е.А. Бугрименко (1981), А.Л. Венгер (2004), Д.Б. Эльконин (1989) в качестве критерия перехода в новый возраст называют развитие у детей произвольности поведения. В работах Т.А. Нежновой (1988), Г.А. Цукерман (1992), М.Г. Елагиной (1989) особое значение придается процессу формирования «внутренней позиции школьника». В исследованиях Е.Е. Сапоговой (1986) в качестве критерия начала перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту выделяется сформированность воображения и символической функции сознания ребенка.

Глубокий содержательный анализ кризиса 7 лет мы находим в работах К.Н. Поливановой (1988; 2000; 2003). Особенно значимым в аспекте интересующей нас проблемы явилось исследование автором особенностей поведения 6-7-летних детей в семье или, как пишет К.Н. Поливанова, «домашнего поведения». Интересным в этом отношении является экспериментальное исследование автора (1988), в котором выявлены характеристики отношения ребенка к указаниям взрослого пауза, спор, непослушание, хитрость, «взрослое поведение», внешний вид, упрямство, требовательность, капризы, неадекватная реакция на критику.

Как отмечают Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков (2002) кризисы развития в наиболее яркой форме проявляются в семье. Это объясняется тем, что в образовательных учреждениях, будь то детский сад или школа, учебно-воспитательный процесс осуществляется с учетом возрастно-психологических изменений детей. Семья же долгое время продолжает сохранять по отношению к ребенку воспитательную позицию предыдущего возрастного этапа. Причем, зачастую такая ситуация складывается из-за недостатка элементарных психологических знаний родителей.

Весьма информативным для психолога является и круг проблем, которые выделяет К.Н. Поливанова (2003) как предмет частых жалоб родителей:

  • отношение к младшим братьям и сестрам;
  • неподчинение детей привычным домашним требованиям;
  • частое нежелание делиться с родителями школьными впечатлениями;
  • возникновение тревожности;
  • трудности обучения письму (мелкая моторика);
  • арушение взаимоотношений со сверстниками.

Однако на наш взгляд, этот перечень может быть дополнен такой проблемой как трудность становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Очень часто родители не могут понять, в чем причина того, что ребенок не может самостоятельно справляться с домашними заданиями. Он не запоминает правила, не может контролировать свое поведение в ходе работы и т.д. Обычно, родители в этом случае удваивают контроль за выполнением уроков, что становится изматывающим мероприятием и для родителей, и для ребенка. В нашей консультативной практике достаточно часто встречались такие ситуации, когда выполнение домашнего задания первоклассником совместно с родителями, чаще с мамой, длилось с прихода мамы с работы до отхода ребенка ко сну. И такое положение повторялось фактически каждый день.

К сожалению, часто учитель некомпетентен в данной ситуации и объясняет такое поведение ребенка его ленью, нерадивостью. В результате вместо того, чтобы способствовать формированию активности, самостоятельности ребенка, и учитель, и родители развивают у него пассивность, зависимость от внешнего контроля взрослого. Такое положение ведет не только к сложностям освоения детьми структуры учебной деятельности, но и к более затяжному и острому переживанию ими возрастного кризиса.

Особенностям становления регулятивных функций в интеллектуальной деятельности 6-7-летних детей посвящено значительное количество психологических работ (А.В. Запорожец, 1973; А.К. Маркова, 1974; А.К. Осницкий, 1986; У.В. Ульенкова, 1983, 1990; Д.Б. Эльконин, 1974). В работе У.В. Ульенковой (1983), где представлено изучение собственно процессов саморегуляции у дошкольников были определены оптимальные возрастные проявления данной способности у детей 6—7 лет полное принятие задания взрослого, полное его сохранение до конца работы, высокое качество самоконтроля в процессе деятельности, адекватная оценка общего результата работы.

Созвучны данному подходу и выводы Т.Ю. Андрушенко и Г.М. Шашловой (2003), которые выделяют произвольность и предпосылки учебной деятельности как критерии определения кризисного статуса 6-7-летних детей. Проявления оптимальных возрастных возможностей детей в саморегуляции интеллектуальной деятельности рассматриваются ими как показатели посткритической фазы переходного периода к младшему школьному возрасту. Для диагностирования произвольности и предпосылок учебной деятельности данные авторы предлагают использовать методику Д.Б. Эльконина (1988) «Графический диктант» в версии Л.А. Венгера, А.Л. Венгера.

На наш взгляд, высокой эффективностью в этом отношении обладает критериально-ориентированная методика исследования саморегуляции в интеллектуальной деятельности шестилетних детей, разработанная У.В. Ульенковой (1990). Реализация критериально-ориентированного принципа дает возможность определить уровень индивидуальных достижений испытуемого в становлении саморегуляции, обнаружить пробелы в формировании изучаемой способности и осуществить индивидуально направленную коррекцию недостатков. Причем, коррекционно-развивающая работа в данном случае приобретает форму так называемого оперативного реагирования.

В настоящее время разработано значительное количество развивающих психолого-педагогических программ (Е.Б. Аксенова, 1988, 1992; В.В. Кисова, 2000,2002; Н.Л. Росина, 1998; И.Ю. Троицкая, 2001) цель; которых является помощь в развитии ребенка как субъекта учебной деятельности. Как правило, все они построены на основе теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий и содержат достаточно эффективные методические приемы, которым психолог-консультант может обучить родителей старших дошкольников и младших школьников.
Следует отметить, что данной работе обязательно должно предшествовать диагностическое обследование ребенка, об особенностях которого мы говорили выше, и изложение родителям элементарных сведений о психологической специфике развития субъективной активности детей в период возрастного кризиса 7 лет.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аксенова Е.Б. Формирование саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре Я на учебных занятиях. Дис. ...канд. психол. наук. — Н.Новгород, 1992,1
  2. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет. — М., 2003.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. — М., 1984.
  5. Елагина М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии. № 1(1).
  6. Кисова В.В. Формирование саморегуляции у шестилетних детей с задержкой психического развития средствами продуктивных видов деятельности (Программа) // Приложение в книге У.В. Ульеноковой, О.В. Лебедевой Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. — М., 2002.
  7. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. — М., 2000.
  8. Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. — М., 2003.
  9. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7-летнего возраста // Вопросы психологии. 1986. № 4.
  10. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. — М., 1990.
Смотрите также:
Вернуться к списку

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика