Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Методика «Метаморфоза»


Тест предложен Е.Ю. Семеновой, доработан, модифицирован и адаптирован применительно к дошкольному возрасту кандидатом психологических наук Д.Г. Сороковым.

Предмет диагностики
Проведение экспресс-анализа личностных качеств исследуемого, связанных с мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и поведенческой сферами, выявление особенностей и направления их изменений.


Области применения
Данный тест может быть использован для выявления направления личностного развития дошкольника в области его отношения к окружающему миру, способов эмоционального реагирования, психологических состояний и защит, а также основных особенностей его мотивационно-потребностной сферы.


Общее описание

Методика является оригинальной модификацией ассоциативного эксперимента, разработанного в психоаналитической школе. Она объединяет в себе достоинства проективного метода в исследовании личности с методом опроса. Методика содержит инструкции и тестовый материал, включающий 15 вопросов. Для проведения исследования необходимо приготовить ручку или карандаш и стандартный лист бумаги (по возможности диктофон) для записи дошкольников.

Ребенку предлагается игра в превращения, в которой психолог выполняет роль доброго волшебника. В ходе организованной игры психолог задает ребенку вопросы различной тематики.

Первые три вопроса объединены общей задачей – выявить неосознаваемое направление развития дошкольника в каждой из сфер его личности. Ребенок, попавший в игровую ситуацию методики «Метаморфозы» обычно обозначает те качества личности и особенности поведения, которыми хочется овладеть в будущем.

Первый вопрос связан с выяснением направления саморазвития в плане отношения к окружающему миру: отношение к природе, к культуре (знаниям, искусству и пр.) и к обществу ( к человечеству в целом и к отдельным людям в частности).

Второй вопрос – связан с характеристикой иной области самосовершенствования – с областью мировоззренческой, с областью ценностных ориентаций и жизненных принципов.

Третий вопрос – символизирует структуру и содержание психологических защит и комплексов ребенка.

Пятый, шестой, седьмой вопросы – малоосозноваемая оценка собственных негативных качеств; того, что в ребенке есть, и зачастую то, от чего он хочет избавиться.

Четвертый, восьмой вопросы связаны с еще одной областью развития дошкольника - с областью эмоций, общей жизненной активности и устойчивыми способами эмоционального реагирования.

Ответы на девятый, десятый, одиннадцатый, двенадцатый, тринадцатый, четырнадцатый вопросы определяют характер и уровень развития потребностно-мотивационной сферы ребенка; уровень его витальных, материальных и духовных потребностей и интересов.

Методические рекомендации: методика может проводиться в устной или письменной форме. Устную форму применяют для индивидуальной работы с детьми, начиная с 4-5 лет. В этом случае экспериментатор сам фиксирует ответы.

В письменной форме методика проводится для индивидуальной или групповой работы с испытуемыми, начиная с возраста 8-9 лет. При групповой тестировании испытуемых просят записывать свои ответы на лист бумаги, предварительно указав свою фамилию и пол.

Во время тестирования может возникнуть ситуация когда ребенок не отвечает на отдельные вопросы. В этом случае данные интерпретируются особым образом – как наличие актуальных травмирующих переживаний в той области, которую затрагивает непонравившейся ребенку вопрос.

Подводя итог интерпретации данных, полученных с помощью методики «Метаморфоза», следует заметить, что полученный результат не имеет статуса абсолютной истины, с учетом проективного характера методики.

Для получения более надежных результатов рекомендуется повторное проведение теста спустя некоторое время, а также использование этой методики в комплексе с другими надежными и валидными подходами.



Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика