Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Тематика проблем для консультации учителей

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти  
Страницы: 1
Тематика проблем для консультации учителей, помощь в формулировании проблемы для консультации
Уважаемые педагоги! Наш форум начал работать!
На форуме Вы можете задать свои вопросы психологам. О чем вы хотели бы проконсультироваться с опытными психологами на этом форуме? Я готов помочь Вам сформулировать Ваш запрос для консультации. Мы можем организовать закрытое обсуждение в рамках личного кабинета. Для этого Вам нужно авторизоваться на портале.
Я могу проконсультировать Вас по следующим проблемам:

1. Интерес младших школьников и подростков к учению.
2. Отношения с родителями младших школьников и подростков.
3. Эмоциональные проблемы младших школьников и подростков.
Здравствуйте! Я учитель одной из московских школ Восточного округа. Меня волнует целый ряд вопросов, на которые хотелось бы получить ответы.
1.Как лучше выстроить отношения с родителями учащихся? На мой взгляд, родители должны быть для учителя партнёрами в деле воспитания и образования детей. Учитель не знает детей настолько, насколько знает его родитель. Но в то же время многие родители сами нуждаются в психологических знаниях (к сожалению, нет институтов, где бы учили материнству или отцовству smile:cry: ). Более того - многие родители не готовы эмоционально быть партнёрами в деле воспитания собственных детей: они сами иногда ждут чётких, конкретных указаний. Но в то же время каждый родитель в глубине души уверен, что он, как никто другой, разбирается в деле воспитания.
Как эту проблему решают психологи?
Какой тон следует выбрать в разговорах с родителями?
2. Мальчик 13 лет. Ярко выраженные преступные потребности и мотивации, эмоционально-волевые деформации,негативные социальные интересы личности (склонность к вранью, воровству).
Дисциплинарные и административные правонарушения имеются. В семье - проблемы, конфликты. Мать выпивает. Отца нет. Отношение к окружающим протестующее, что связано с отсутствием доверия. Поведение неадекватное. Доброжелательный тон воспринимается как слабость противника. Авторитарный стиль общения сразу воспринимается в штыки. Как грамотно выстроить обучение молодого человека, с точки зрения психологии? Какой стиль общения педагога будет способствовать лучшему развитию способностей юноши (способности и обучаемость средние)?
3. Мальчик 12 лет. В классе - изгой. Постоянные нападки и издевательства одноклассников.Перед трудностями и опасностями пасует. Корни - в семье и в воспитании. Меня интересует ход решения данной проблемы. С мальчиком работа ведётся. Как стоит эту проблему решать на уровне коллектива? И стоит ли это делать? Какая форма наиболее удачна в данном случае (разговор, беседа)? Как реагировать на хамство подростков, если являешься свидетелем того или иного издевательства над одноклассником: быстро и сразу или спустя время путём долгих выяснений и нравоучений?
Вопросы коллеги М.Д. можно условно разделить по содержанию на три части:

1) общие вопросы организации учебно-воспитательного процесса в школе,
2) трудности работы с некоторыми учениками,
3) профессиональны переживания.


Попробую ответить по порядку:

1. Обучение и воспитание школьников – коллективное дело педагогического коллектива и родительской общественности. Возможны случаи, когда педагоги и родители пытаются перекладывать ответственность друг на друга, или даже обвинять друг друга. В индивидуальной беседе с родителями преодолеть эти трудности, особенно, молодому учителю, очень сложно. Здесь нужно коллективное согласие педагогического коллектива и родителей по поводу целей образования в школе и способов их достижения. То есть сначала вопрос должен решатся на уровне всей школы. Как это решается в данной школе из письма М.Д. не известно. Можно только посоветовать обратиться к опыту школ с большими традициями в деле создания всего уклада учебно-воспитательного процесса.
Если есть проблема только с отдельными родителями, то для начала надо посоветоваться с вашим школьным психологом и завучем. У них может быть больше данных об ученике и его родителях.

2. О мальчике 12 лет. Изгой в классе – это не только проблема одного ученика. Это есть проблема всего класса – что-то тревожное происходит с коллективом. Опять же надо посоветоваться с вашим школьным психологом, возможно, он проводил социометрические измерения или иные психологические обследования класса, а потому знает что-то особенное о классе.

Начинать работу надо с оздоровления психологического климата в классе. Не ясно, есть ли какое-нибудь общее дело у класса вне уроков. Если нет, то надо его организовать. Работа должна быть организована так, чтобы часть работы делалась в небольших группах. Мальчика надо включить в группу учеников, у которых нет сильного отторжения этого ученика. При обсуждении результатов коллективной работы эту группу надо обязательно похвалить за умение работать вместе и отметить конкретных вклад мальчика. Только не надо ничего придумывать. Говорить надо о том, что есть объективно.

3. Профессиональные переживания М.Д. проявились в вопросе о мальчике 13 лет. М.Д. фактически уже дает психологическую характеристику этому ученику. Насколько она верна, не известно. Данных о том, что конкретно делает и как реагирует ученик на события школьной жизни, нет. Нужны более точные данные.

Явная проблема – переживания, обычно характерные для молодого педагога. В этом нет ничего плохого. Достаточно вспомнить книги Макаренко «Педагогическая поэма» и Сухомлинского «Разговор с молодым директором школы». Эти книги, к сожалению, ушли из поля внимания, а зря. В них чувствуется напряжение педагогической мысли и приводятся примеры переживаний молодых педагогов. Конечно, проблемы решались в соответствии с условиями того времени. Сейчас время другое. Но источник переживаний по сути остался тем же: что-то не получается.

Рекомендация одна – надо пытаться делать следующее, учитывая социальную ситуацию развития ученика, всю систему сложившихся устойчивых отношений мальчика с окружающими людьми. В этих отношениях определись звенья, которые наиболее явно провоцируют его на асоциальные поступки. А дальше пытаться ослабить эти связи, насколько это возможно, а также построить новые устойчивые отношения мальчика с окружающими людьми. Возможно, педагог будет новым центром притяжения и еще кто-то. Заранее это нельзя предсказать. Бывает, что педагог связан дружественными связями со своим учеником всю жизнь. Но это нельзя рекомендовать - это происходит по жизни. Никто не имеет права взваливать на другого «тяжкий крест».

Облегчить профессиональные переживания может только понимание того, что не все нам подвластно, что жизнь шире всех наших представлений о ней. При этом надо постоянно размышлять, верно ли определена цель, верно ли выбраны средства ее достижения. Прекрасно эту идею выразил Борис Пастернак: «Другие по живому следу пройдут твой путь за пядью пядь, но поражений от победы ты сам не должен отличать».
______________
Гуружапов В.А.
Cпасибо за рекомендации. На северо-западе Москвы находится проспект Маршала Жукова, а на северо-востоке Москвы -- Бибиревская улица (район Бибирево, Алтуфьевский).
Изменено: Сергей Стоянов - 03.01.2017 13:58:37
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика