Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Предпрофильная подготовка как начальный этап личностного и профессионального самоопределения в подростковом возрасте

Материалы IV городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения "Молодые ученые-московскому образованию" М., 2005.

Наше исследование посвящено изучению начальных этапов профессионального и личностного самоопределения подростков. В настоящее время разрабатываются различные подходы в обучении, ориентированные на индивидуализацию образовательного процесса, на формирование у подростка потребности занять внутреннюю позицию взрослого человека, и один из таких подходов – профильное обучение. Важнейшее направление работы психолога в системе профильной школы - помощь подросткам в их профессиональном и личностном самоопределении, прояснении и выстраивании временной перспективы и формировании индивидуальной траектории образования.

К проблеме самоопределения в подростковом и юношеском возрасте обращались многие отечественные и зарубежные учёные (М.Р. Гинзбург, Дж. Голланд, Е.И. Головаха, А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, А.А. Кроник, Н.С. Пряжников, Э. Эриксон).

Э. Эриксон считал, что одна из главных задач подросткового возраста – обретение идентичности, выявление своей социальной роли, что неразрывно связано с профессиональным выбором. В процессе анализа общих закономерностей и различных вариантов развития личности Э. Эриксон пришёл к выводу о том, что многие проблемы подросткового возраста связаны с трудностями построения временной перспективы.

По мнению И.В. Дубровиной, «временная перспектива будущего, являющаяся ментальной проекцией мотивационной сферы человека и феноменально представляющая собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдалённым будущим, формируется на протяжении всего детства, и, главным образом, стихийно». /1/

Подростки сами начинают строить свою временную перспективу, планировать своё будущее, но часто эта деятельность носит несистематический характер и осуществляется неосознанно. Проблематично для старшеклассников и совмещение ближней и дальней перспективы. Одна из задач практического психолога образования – помочь подросткам в решении этого вопроса.

Объект исследования - профессиональное и личностное самоопределение подростков в условиях предпрофильной подготовки. Предмет исследования - стратегии выбора профиля обучения в зависимости от личностных особенностей подростков. Цель исследования - анализ различных психологических аспектов профессионального и личностного самоопределения подростков в условиях предпрофильной подготовки. Основная гипотеза исследования. На выбор профиля обучения (как на первый этап профессионального и личностного самоопределения) оказывает влияние целый ряд факторов, а именно: интересы подростков, их способности, мнение родителей, солидарность с одноклассниками, ценностные ориентации, осознание временной перспективы. Успешность выбора профиля обучения зависит от того, насколько подросток сможет соотнести свои интересы, способности, увидеть свою жизнь во временной перспективе, понять и осознать истинные мотивы своего решения.

Частные гипотезы исследования:

  1. Для выстраивания жизненной перспективы большое значение имеют особенности восприятия подростком психологического времени личности.
  2. Адекватное восприятие психологического времени личности обуславливает относительно быстрое профессиональное и личностное самоопределение. Подростки, воспринимающие психологическое время в его целостности, а настоящее - во всей его полноте («здесь и сейчас») и одновременно устремлённые в будущее, способны построить более чёткий жизненный план (в нашем случае – выбрать профильный класс), чем их сверстники, у которых отмечаются трудности построения временной перспективы.
  3. Мотивационная сфера подростков, особенности восприятия психологического времени личности – не статичные образования, они претерпевают значительные изменения в процессе взросления, а также в результате создания особой среды, пространства профессионального самоопределения.

Задачи исследования:

  1. Выявление и анализ мотивов, оказывающих влияние на выбор профиля обучения.
  2. Исследование ценностных ориентаций подростков.
  3. Изучение особенностей восприятия подростками психологического времени личности (их отношение к прошлому, настоящему и будущему).

Наше пилотажное исследование позволило выявить различные линии профессионального и личностного самоопределения учащихся в условиях предпрофильной подготовки, а также - стратегии выбора профиля обучения в зависимости от личностных особенностей подростков.

Литература:

  1. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. // Под ред. И.В. Дубровиной. – М.,1995.
  2. Эриксон Э.,Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.
Смотрите также:
Вернуться к списку

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика