Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

К вопросу о трудностях усвоения школьных навыков

М., МГППУ,2002

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении, а иногда даже и криминального поведения. Среди них на первом по частоте месте стоят нарушения чтения и письма.

Разнообразные нервно-психические расстройства могут вызывать нарушения усвоения письменной речи. В первую очередь это состояния общего психического недоразвития, грубые аномалии зрительного и слухового анализаторов, недоразвитие устной речи (Г.Е.Сухарева, 1965; В.В.Ковалев, 1979; Д.Н.Исаев, 1982). Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценными зрением и слухом, имеющих несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьезные препятствия при овладении письмом или чтением.

Проблема состоит в том, что как родители, так и многие учителя и психологи не имеют достаточных сведений о природе неуспеваемости по чтению и письму, не знают, что существуют такие состояния, как дисграфия и дислексия, при которых дети, не получившие своевременной помощи, могут на всю жизнь остаться полуграмотными. Итак, что же такое дисграфия и дислексия и каковы их причины?

Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций речи, участвующих в процессе письма.

В настоящее время все чаще встречаются дети, делающие большое количество ошибок на правила. Такое нарушение называется дисорфографией. Является ли это нарушение разновидностью дисграфии или нет, к единому мнению специалисты не пришли.

Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в перестановке букв, слогов, нарушении постановки ударения в словах.

Каковы же причины, вызывающие эти нарушения? Это и неблагоприятное протекание беременности, так называемый пренатальный период, и период родов - катальный период (быстрые или затяжные роды, длительный безводный период), и состояние новорожденного ребенка (кислородное голодание, обвитие пуповиной и т.д.). Все это вызывает определенные нарушения в функционировании отдельных отделов головного мозга, могущие в дальнейшем привести к рассматриваемым нами речевым нарушениям. Большое значение имеют также заболевания, перенесенные ребенком в первый год его жизни.

Любой настораживающий фактор (беспокойный сон, сжатие пальчиков на руках и ногах, слабое сосание) должен служить поводом для обращения к детскому неврологу.

Дети, поздно овладевающие речью (позже 3 лет) и имеющие нарушения звукопроизношения, конечно, попадают в группу риска вторичных нарушений, таких, как дисграфия и дислексия.

Но нередки и случаи, когда ребенок, не имеющий никаких нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте, оказывается двоечником по русскому языку. У таких детей при детальном обследовании часто выявляются нарушения фонематического слуха (дети не могут повторить слога с оппозиционными звуками, например: па-па-ба-па-ба; та-да-да-та-та и т.д., не могут отхлопать заданный ритм), у них нарушены операции анализа и синтеза. Все это в свою очередь сказывается на процессе письма.

Для того чтобы записать правильно слово, его надо сначала запомнить Целиком, затем выделить последовательность звуков в слове, а потом еще и записать это слово, используя графический образ звука - букву. На этом этапе включаются и зрительные и пространственные ориентиры, и совершенство фонематического слуха.

Встречается также так называемая дисграфия цейтнота, когда ребенок при ускорении темпа работы начинает допускать большое количество ошибок. Развитие его внимания, памяти, мышления, его внутренние биологические ритмы не могут воспринимать материал с подаваемой скоростью. А значит, нужен индивидуальный подход в обучении ребенка.

Нарушение письменной речи не всегда связано с нарушением процесса чтения и наоборот. Для того чтобы разобраться, каковы нарушения и какую коррекционную работу следует проводить, необходимо обратиться к учителю-логопеду.

Учитель начальных классов - первый помощник ученику и его родителям. При необходимости педагог может направить ребенка на консультацию к логопеду, невропатологу и совместными усилиями преодолеть возникшие трудности. В некоторых не очень запущенных случаях учитель сам может оказать посильную помощь ребенку. Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех. По данным зарубежных авторов, при выявлении дислексии (нарушение чтения) в 1-2-м классах чтение может быть доведено до уровня нормы у 82% детей, в 3-м классе - у 46% детей, в 4-м - у 42%, в 5-7-х классах -в 10-13% случаев.

Будем же внимательнее к нашим детям, поможем им в преодолении возникших трудностей.

Смотрите также:
Вернуться к списку

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика