Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Маргинальные семьи: проблемы сегодняшнего дня и катастрофа завтра

2 часть, М., 2005. - 360 с.

Вполне законно ставить под сомнение право на существования термина «маргинальная семья», однако в научной литературе и официальных документах понятие существует и приходится оперировать им для более точного определения уровня состояния ячейки общества под названием семья. Понятие маргинальной семьи возникло в последние годы и находится в противоречии со всеми существующими определениями понятия семьи.

Все определения понятия семьи несут в себе кровное родство, брак, общность быта и ответственность за воспитание детей. Подразумевается поддержка членов семьи друг другом, на основе любви, заботы, привязанности, то есть через социальные, экономические и психологические способы общения.

В российской не только демографической, но и правовой практике семьей принято считать группу лиц, объединенных признаками: совместное проживание, отношение родства или свойства и наличие общего бюджета [1].

В начале 90-х годов в российских семьях стала массово проявляться трансформация семьи и формироваться новый тип семейных отношений, на смену «патриархальному» типу отношений между членами семьи приходит «эгалитарный». В основу таких семей закладывается желание каждого члена исполнять те роли или обязанности, которые наиболее соответствуют его возможностям [2]. Каждая семья поставлена перед множеством проблем и главной является материальная. Рождение каждого ребенка резко сокращает доход семьи при многократном увеличении расходов

Появление второго ребенка, даже при условии, что оба родителя продолжают работать, отбрасывает семью за черту бедности. Таким образом, дети выступают фактором бедности семей [3]. Дети рассматриваются как тяжелая ноша и бремя, поскольку воспитание, обучение и медицинское обслуживание обходится родителям все дороже и требует больших затрат энергии, физических и духовных сил. Немаловажно, что общение с детьми требует от родителей грамотности, терпимости и гибкости. Поколение, вступившее в детородный период, не в полной мере получило навыки воспитания детей, а при общем снижении уровня образования наблюдается общее снижение научной, культурней подготовленности родителей. Супружеские пары, осознавая ответственность перед будущими детьми и обществом в целом, сознательно ограничивают число детей в своей семье до одного-двух. Другого вида семьи—так называемые «маргинальные» не контролируют рождение своих детей, а зачастую сознательно рожают с целью получения пособий и льгот, которые используют на нужды далекие от нужд детей, тем самым обрекая детей на нищенство, попрошайничество и другие противоправные действия.

Причинами развития негативных социальных процессов семьи и детей являются следствием социальных и политических преобразований, начавшиеся одновременно с процессом перестройки и затронули все сферы жизни государства, общества, каждой семьи. Произошли перемены в укладе жизни населения, его иерархической структуре и системе ценностей, резко ухудшилась социальная ситуация в стране. К изменениям социальной ситуации до настоящего времени не могут адаптироваться ни общество, ни семья в отдельности.

Обеднение части семей, угроза потери социального статуса привели к массовой невротизации населения, развитию дезадаптации и, как следствие, росту заболеваемости, смертности и росту маргинальной среды.

Массовое образование маргинальных (marginalia (лат.) — находящихся на обочине) семей, неспособных самостоятельно решать свои проблемы, постоянно нуждающихся в помощи государства, в ближайшем будущем без принятия кардинальных мер, может привести к социальной катастрофе. Кроме того, наличие неполных семей, семей социального риска, проблемных семей, только усугубляет общее положение.

Учитывая развивающуюся и дальше отрицательную динамику по многим социальным показателям, назрела необходимость осмысления в современном российском государстве процессов и их причин, проведение комплексного анализа социально-экономической ситуации в стране и разработки стратегической государственной политики, которая должна способствовать выходу страны из социально-экономического кризиса, сохранения генофонда страны и прекращению процесса «дебилизации» населения.

Президент России В. В. Путин постоянно обращается к вопросам демографического состояния населения страны. Проблемы, обозначенные как «острейшие демографические» в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ В.В. Путина 25 апреля 2005 года, возникли далеко не сегодня, да и не вчера. Низкий уровень рождаемости в последние десятилетия, наряду с недопустимо высоким уровнем смертности, обостряют проблему обеспеченности трудовыми ресурсами всех отраслей, и обеспечению обороноспособности страны. И самое главное возникает вопрос о существовании России, как государства, а русских, как народа. Говоря о том, «что успех нашей политики во всех сферах жизни тесно связан с решением острейших демографических проблем», по всей вероятности подразумевает первенство решения демографических проблем и в дальнейшем положительное влияние последствий на остальные сферы жизни, и экономический рост, в том числе. Возникает вопрос, что первично, а что вторично: народ для экономики или экономика для народа?

Проблема стабилизации населения России, (о росте пока говорить не реально), потребует много времени и средств. И, тем не менее, принимать самые кардинальные меры необходимо уже сейчас. Оптимистическое настроение вызывает вывод Президента о том, что «Нельзя откладывать решения этих проблем (низкая продолжительность жизни, состояние здравоохранения, последствия алкоголизма и наркомании, низкая рождаемость, иммиграционная политика)» [4].

Возникает проблема с реализацией намеченного, так как от обозначения проблемы до ее решения может пройти немало времени Достаточно привести следующие примеры. Президент РФ в 2000 году в ежегодном Послании назвал одной из острых проблем России уменьшение численности населения страны и его старение Концепция демографического развития на период до 2015 года, принятая в 2001 году, поставила задачи по разработке мер по стабилизации демографической ситуации в России. Тем не менее, население страны за этот период продолжает уменьшаться, а срок жизни снижаться. В ответах в прямом эфире 27 сентября 2005 г. В В.Путин на вопрос «почему в России не могут сделать так, чтобы два-три ребенка были в семье нормой» отметил необходимость наличия горизонта планирования своей жизни и семьи. Нужно повышать доходы населения. И как меры по претворению в жизнь решение данной проблемы назвал рассматриваемые в Государственной Думе инициатив по повышению единовременного пособия на рождение ребенка с 6000 до 8000 рублей и повышению выплат, связанных с воспитанием ребенка до полутора лет с 500 до 700 рублей ежемесячно [5]. Признавая недостаточность этих мер, Президент остановился на создании условий, для того чтобы роды были бесплатными по сути, чтобы они реально были бесплатными. Постановка проблемы, таким образом, задает массу вопросов, и первый: когда и каким Указом Президента роды в России объявлялись платными? И как обстоит дело с другими видами медицинских услуг в стране, да и в социальной сфере в целом?

Происходящее резкое социальное расслоение, рост бедности, прежде всего семей с детьми, развитие социальной депрессии, социального иждивенчества и социальной апатии значительной части населения страны, рост агрессии и насилия в семье и обществе, рост маргинальной и криминальной среды, алкоголизация населения, рост наркомании, высокий уровень заболеваемости и смертности, кризис семьи, стали сегодня сложнейшими государственными проблемами.

Проблемой, влияющей на численность маргинальных семей, стала увеличивающаяся доля внебрачных рождений, так с 1960 по 2004 гг. численность внебрачных рождений возросла более чем в три раза. Распространение «гражданских браков» также не способствует увеличению численности семей в классическом понимании. Наблюдается рост детей пострадавших от травм, детей инвалидов, детей с ограниченными возможностями, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социальных учреждениях, отобранных у родителей, состоящих на учете в подразделениях УВД. Отсутствует информация о количестве беспризорных и безнадзорных детях, проживающих в социально опасных условиях. Отсутствуют данные о доходах семей, приблизительную картину может дать количество подаваемых заявлений на получение пособий, стипендий для семей, в которых прожиточный минимум ниже установленного. Порядок оформления документов на выдачу пособий и стипендий сложен и противоречит элементарной логике. Так в доходы семьи включается удерживаемый в обязательном порядке подоходный налог, в результате доходы семьи на несколько рублей или даже копеек превышают прожиточный минимум, что приводит к отказу в выплате пособий. По мнению С. Горячевой — председателя Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, каждая вторая семья, имеющая одного ребенка, живет ниже черты бедности, там, где двое детей, бедность уже в 65 процентах семей, а где трое — в 85 процентах. Материальная государственная поддержка материнства и детства для конкретной семьи, начиная с периода беременности матери и до достижения ребенком 16-летнего возраста, сегодня составляет 260 рублей в месяц, есть чуть больше 51 тысячи рублей, или 1700 долларов, за все 16 лет. Это, наверное, три месячные заработные платы федерального министра [6].

Государство идет по пути принятия на законодательном и управленческом уровне экстренных действий, как реакцию на тот или иной возникающий негативный социальный процесс или явление, когда оно становится опасным для общества.
Опасаясь социального взрыва и под влиянием мирового общественного мнения, предпринимаются отчаянные усилия по удержанию ситуации под контролем. По Конституции РФ вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства отнесено к совместному ведению Федерации и ее субъектом, однако по Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 26-3), перекладывает эту задачу исключительно в ведение регионов. По всей вероятности федеральный центр в перспективе снимет с себя всякую ответственность за социальную поддержку детей-сирот, беспризорных детей, одиноких и многодетных матерей, а так же о безработных и прочих малоимущих граждан.

Проблема роста количества социальных сирот и детей, лишившихся попечения родителей породила рост количества государственных сиротских учреждений различной ведомственной подчиненности, социальные приюты и реабилитационные центры. Резкое увеличение количества бедных и маргинальных семей, а также увеличение числа детей с проблемным развитием привело к увеличению расходов на содержание специализированных школ и учреждений, социальных и образовательных интернатов.

Решение растущих социальных проблем потребовало огромных государственных финансовых расходов бюджетов всех уровней на содержание медицинских, социальных образовательных и восстановительных учреждений, правоохранительных органов, судебных и иных инстанций. Реального социального эффекта данные расходы при существующей системе не приносят, напротив, наблюдается тенденция роста общественно-опасных явлений. Выхода практически из «социального дна» для большинства семей и детей нет. По исследованиям специалистов, только 15-20% выпускников сиротских учреждений имеют возможность социально адаптироваться в жизни [7]. Главной причиной является то, что в условиях учреждения у детей не сформировался положительный образ семьи, осознание естественной социальной роли отца и матери, дети не прошли семейный курс социального изучения выживания и решения своих жизненных задач, ответственного отношения к семье и детям. Сложности в процессе адаптации к жизни возникают и у подростков, совершивших преступления и правонарушения, дети с психическими заболеваниями, умственной отсталостью, дети, выросшие в условиях проживания в маргинальных и криминальных семьях. По этой причине число семей «социального дна» ежегодно только растет и в перспективе может достигнуть критической массы. Усилившаяся в последние годы трудовая миграция, практически со всех областей прилегающих к мегаполисам, создает условия безнадзорности детей, по существу из благополучных семей.

Для большинства маргинальных семей единственным путем выживания становится получение помощи и льгот, за счет которых они и существуют, не прилагая усилий к изменению своей жизни. Наблюдаются случаи, когда семьи «социального дна» идут на рождения ребенка с целью получения пособия на рождение, а затем эти дети попадают в сиротские учреждения и социальные интернаты.

Многие семьи сегодня не видят перспективы в жизни, реальной возможности изменить свой социальный статус, так как считают, что в стране нет условий для социальной и экономической активности, не верят в свои возможности. Особенно это актуально для малых городов и сельских поселений, где практически невозможно найти себе применение.

С углублением социального кризиса, общество вынужденно принимать на себя обязанности по воспитанию сотен тысяч детей. Около миллиона детей воспитываются в неполных семьях, при неисполнении алиментных обязанностей ушедшими из семьи родителями. Сотни тысяч детей проживают под опекой родственников. Государство выплачивает опекунам средства на содержание детей, в то время как родители пьянствуют, или находятся в местах лишения свободы.

В тоже время, государство, неся финансовое обеспечение растущего «социального дна» и детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, сокращает поддержку семей, имеющих возможность и желание воспитывать детей, перекладывая на них, бремя растущих расходов в виде налогов, коммунальной реформы, роста цен на основные товары и энергоносители. Сокращаются расходы на образование, внешкольную систему, развитие физкультуры и спорта, систему здравоохранения. Активно идет процесс коммерциализации образования, высшего образования, сферы услуг для детей и семей. Численность студентов в высших негосударственных учебных заведениях в 2004 году возросла по сравнению с 2003 на 20 процентов. Существующая государственная поддержка семьи не является влияющей на доходы многодетной семьи. Государственные программы последнего десятилетия не предусматривают серьезных экономических изменений в подходах к многодетным семьям и детям в частности.

Бездуховность, провозглашение свободы секса, отказ от приоритета воспитания в семье и обществе, резкая смена ценностных установок общества и личности, привели к необратимым процессам в сознании общества.
Основной причиной современного социального кризиса семьи и появление в массовом количестве маргинальных семей заключается в отсутствии социальной политики, неразрывно связанной с экономикой, учитывающей интересы всех социальных слоев и групп населения, политики обеспечивающей восстановление системы нравственных принципов общества и семьи в частности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. — М., 1989.
  2. Ачильдиева Е.Ф. Семья и насилие над детьми: знаете ли вы, о чем идет речь? // Материнство. 1997. Январь.
  3. Антонов А.Н. Системное представление семьи как объекта исследований // Семья в России. 1998. № 3-4.
  4. Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 года.
  5. Ответы на вопросы граждан Президента РФ Путина В.В. 27 сентября 2005. Электронная версия бюллетеня «Население и общество». http//demoscope.ru/weekly/2005/0215/polit01.php
  6. Ермаков А. Семья без средств // Российская Федерация сегодня. 2004. № 12.
  7. Лисицина Н.А. Причины социального кризиса в РФ. Электронная версия бюллетеня «Население и общество». http:/www.detirossii.ru/ docl 10.htm/
Смотрите также:
Вернуться к списку

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика