![]() |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА |
Сопоставительный анализ результатов адаптации детей-сирот при национальном и международном усыновлении
Принятая в России стратегия помощи детям, оставшимся без попечения родителей, на протяжении двадцатого века заключалась преимущественно в помещении их в учреждения. Сегодня всеми органами власти и специалистами взят курс на устройство детей-сирот в семьи граждан России. Для повышения эффективности подготовки кандидатов в замещающие родители, деятельности служб сопровождения необходимо понимание общих и специфических проблем адаптации в замещающей семье ребенка, оставшегося без попечения родителей. С этой точки зрения определенный интерес представляют результаты адаптации детей в иностранных семьях. Лучшим вариантом устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, является усыновление. Каждое государство отдает предпочтение национальному усыновлению, однако, если для ребенка не найдена семья в своей стране, он может быть передан в иностранную семью усыновителей. Смена условий жизни и воспитания при международном усыновлении означает изменение условий психического развития личности, к которым относятся определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека. Бытие общественных отношений в личности формируется через присвоение человеком материальной и духовной культуры, общественно значимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок. При этом и потребности, и мотивы каждого развивающегося человека, хотя и представлены в психологии конкретного лица, но отражают общественно-исторические ориентации той культуры, в которой развивается и действует конкретный человек. Иностранное усыновление относится к так называемому в мировой практике «специальному усыновлению» или «усыновлению детей с особенностями». Психическая депривация, характерная для ситуации институализации, приводит к тому, что общее физическое, психическое развитие детей замедляется и искажается, создавая эффект, получивший в американской практической психологии диагностическое название - «психосоциальная карликовость». Как правило, дети, передаваемые на международное усыновление, могут иметь разнообразные характеристики. Кроме того, переезд в иноязычную культурную среду усугубляет ситуацию, так как сопровождается изменением окружения, вследствие чего ребенок может испытывать "культурный шок", переживание которого влияет на особенности адаптации и психологическую защищенность в новой семье. Для того чтобы оценить адаптацию российских детей в иностранных семьях необходимо сопоставить результаты адаптации при национальном и международном усыновлении в одной и той же стране. Анализ литературы и возможность проведения исследования определили в качестве такой страны – Испанию. Испания является одной из стран, в которой усыновляется достаточно большое число российских детей; в испанском гражданском кодексе даже предусмотрена процедура испытательного срока – предусыновительный период. Для сравнения национального и международного усыновления были выбраны данные, полученные для специального национального усыновления (39 испанских детей в приемных испанских семьях – первая выборка) и данные, полученные в результате анализа отчетов об адаптации 28 российских детей в Испании, из которых 9 пользовались услугами русского психолога, с которым совместно проводилось исследование (вторая выборка) Из 92 отчетов были выбраны те, которые отвечали следующим критериям: 1- регулярность составления - 1 раз в полгода и длительность – не менее 2 лет. Характеристика детей с позиции их прошлой жизни приведена в таблице 1. Таблица 1.Описание предшествующей жизни детей (испанских и российских) и процент детей по каждой характеристике
В исследовании, проведенной М.Ф. Молиной, приняли участие 39 детей, из них 54 % девочек и 46 % мальчиков, средний возраст которых на момент усыновления 6,8 лет, после завершения исследований средний возраст детей был 8,8 лет. Эти 39 детей были усыновлены 29 семьями. Средний возраст российских детей на момент усыновления составил 6,1 лет, мальчиков – 35% , девочек 65%. Проблемы, выявленные в исследованиях, были разбиты на двенадцать категорий, составляющих четыре основные группы проблем детского развития: физические и психосоматические, когнитивные и лингвистические; аффективные; социальные. В таблицы 2,3,4 сведены результаты, полученные М.Ф. Молиной с помощью специально подготовленных родителей, которые в течение двух лет наблюдали за своими усыновленными детьми с момента их усыновления в Испании (какие проблемы появились), моменты появления этих проблем - средний столбик, и проблемы, которые существовали в период исследования - правый столбик. По времени данные наблюдения были разбиты на четыре этапа: 1) с момента вхождения ребѐнка в семью и до двух месяцев; 2) со второго и до шестого месяца; 3) второе полугодие; 4) после года. Наряду с этим была добавлена ещѐ одна классификация – «неизменность», когда проблема существовала в момент начала эксперимента. Таблица 2. Виды физических, когнитивных и социальных проблем, наблюдаемые приѐмными родителями в процессе семейной адаптации, их представленность и временная динамика
Подсчет данных в колонке «итого» проводился следующим образом: например, проблемы дыхательных путей в течение двух лет выявили у троих, что в дальнейшем будет соответствовать 100 %, из этих трѐх после двух лет адаптационного периода остался один, т.е. 33,3 %.
Проблемы аффективного и эмоционального вида, наблюдаемые приѐмными родителями, приведены в таблице 3 (в реальности проблем этого вида гораздо больше, нежели данных в таблице). Девятнадцать видов аффективных и эмоциональных проблем сгруппированы в четыре категории:
Как показали исследования М. Молиной и наши наблюдения, аффективные проблемы, связанные с формированием отношений и во многом опосредованные уровнем развития привязанности, часто имеют крайние полюса. Это поведение появляется в момент процесса вхождения ребѐнка в семью. Например, когда некоторые дети не проявляют своих чувств к одному из родителей, либо к обоим, этот вид поведения в данной таблице называется «психологическое отстранение», другое крайнее поведение - излишнее проявление привязанности к незнакомым людям. Следующее крайнее поведение, наблюдаемое приѐмными родителями, проявлялось в навязчивой требовательности детей излишней любви от своих родителей. Другие дети использовали настроение родителей или шантажировали их для достижения желаемого. Некоторые из этих детей становились друзьями одного из родителей и провоцировали конфликт между родителями и, таким образом, достигали желаемого. Некоторые дети демонстрировали поверхностные, слишком простые отношения с новыми родителями или просто «уходили» в самих себя, например: не отвечали на вопросы родителей, не делились с родителями своими проблемами, радостями, страхами. У некоторых детей постоянно присутствовал страх потерять своих новых родителей. Другая группа проблем связана с прошлым опытом ребенка, который постоянно интересуется людьми своего прошлого. Например, ребѐнок часто интересуется воспитателями детского учреждения, хочет о них знать. Другие дети интересуются, есть ли у них братья, сѐстры. Другие, постоянно выдумывают своѐ прошлое, придумывая не существовавших ранее в их жизни людей. Некоторые приѐмные родители отмечают, что иногда дети били сами себя, дѐргали себя за волосы или бранили себя. Родители это объясняют наличием у детей страха того, что посторонние узнают об их усыновлении. Дети не хотели объясняться и говорить о своѐм прошлом, а когда в их присутствии говорили о его прошлом или об усыновление, в поведении ребѐнка отмечали присутствие страха. Другие проблемы связаны с половой идентичностью. У некоторых детей было излишнее сексуальное любопытство (трогали родителей или братьев, сестѐр, когда они были раздеты), или наоборот – страх быть раздетым, страх всего того, что касается этой темы. Также у некоторых детей было поведение публичной стимуляции (мастурбация на публике). Таблица 3. Эмоциональные и социальные проблемы приемных детей
Социальная адаптация
Приѐмные родители отмечают проблемы детей в отношениях со сверстниками: некоторые дети проявляют удивительную стеснительность в социальном взаимодействии со старшими или со сверстниками; большинство детей дружат исключительно с детьми младшего возраста. Другой вид проблем, о которой говорили родители, - несоблюдение норм, относящихся к работе по дому (заправить кровать, выкинуть мусор, накрыть на стол и т.д.). Также упоминалось о несоблюдении гигиенических норм (купаться, переодеваться и т.д.); нормы в еде (отказ от домашней еды, отказ от некоторых продуктов и т.д.). Другие несоблюдаемые нормы, волнующие родителей, касаются телевизора и привычки ложиться спать в положенное время. У некоторых детей было поведение полного неподчинения, относительно любых вышеуказанных норм. Мы зафиксировали в Испании иные случаи. Некоторые девочки из России искренне хотели помогать накрывать на стол, убирать, как их приучили в детском доме. Однако родители не поощряли их («…соседи подумают, что мы эксплуатируем детей») и энтузиазм быстро угасал. Кроме того, родителями были замечены некоторые манеры поведения, отвергаемые обществом: говорить неправду; проблемы, касающиеся денег (маленькие кражи, попрошайничество на улице, плохая трата денег); вынос вещей из дома (одежду, игрушки, продукты и т.д.), несоблюдение школьных норм (пропуски занятий). Последняя категория из таблицы 3 касается проблем в отношениях с братьями и сѐстрами. По словам приѐмных родителей, эти проблемы проявлялись в ревности, зависти, физической или словесной агрессивности, в дискуссиях, драках со стороны приѐмных детей. Мы проанализировали данные М. Молиной по развитию испанских детей при национальном усыновлении, что позволяет сделать следующие выводы.
Для исследования проблем адаптации российских детей в Испании мы в течение четырех лет собирали и анализировали отчеты родителей и агентств по усыновлению по тем же позициям, что и в исследованиях М. Молиной. В анализ были включены отчеты, регулярно предоставляемые в течение двух лет. При этом с девятью испанскими семьями был непосредственный контакт с момента приезда детей из России в Испанию. Для оценки результатов адаптации данные, показывающие положительные изменения в развитии детей, сведены по двум выборкам в таблицы 4 и 5 и показаны на рисунках 1 и 2, соответственно. Сопоставительный анализ данных по успешности адаптации детей при специальном национальном усыновлении и российских детей при международном усыновлении показал:
Полностью ознакомиться со статьей можно пройдя по ссылке: http://psyjournals.ru/files/69215/Semya.pdf |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
| ||
Психологи | Психологические службы образовательных учреждений | Психологические центры |
|