Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

ШТУР (школьный тест умственного развития детей 7-8-9 классов)

Акимова М.К, Борисова Е.М., Гуревич К.М., Козлова В.Т., Логинова Г.П.
Захрин В.Г.

Предмет диагностики
Умственное развитие, контроль за процессами умственного развития (выявление общей осведомленности, адекватности использования научных терминов и понятий, умения устанавливать аналогии, логические классификации и обобщения, построение числового ряда), анализ успешности развития по мере перехода из класса в класс


Экспертная оценка

Диагностическая программа «Тест ШТУР» отличается особенным содержанием, он построен на материале школьных программ. Это позволяет оценить не только уровень развития различных операций, но и предпочтения учащихся в работе с предметами одного из трех циклов: общественно-гуманитарного, естественно - научного и физико – математического. Такой качественный анализ дает возможность одновременно решать психопрофилактические, консультативные и профориентационные задачи.

Представленная в пособии вторая версия теста ШТУР обладает некоторыми преимуществами. В ней добавлено два субтеста на диагностику пространственного мышления (субтест 7 и 8). Содержание некоторых заданий в 3,4, и 5 субтестах изменено. Это связано с тем, что вторая версия создавалась в других социальных условиях и некоторые понятия из первой версии оказались устаревшими.

Г.П. Логинова

Полнотексты методик доступны на сайте "Практический психолог" (practic.childpsy.ru) Зарегистрированным специалистам-психологам, работающим в учреждениях, подведомственных Департаменту образования г. Москвы, студентам или выпускникам МГППУ. Для доступа к полнотекстам необходимо Зарегистрироваться на сайте и Отправить заявку на включение в базу психологов.



ПлюсыМинусы

Разработанный тест соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест. Валидность теста определялась путем сопоставления успешного его выполнения со школьной успеваемостью, а также -с помощью сопоставления успешности выполнения ШТУР и теста интеллекта Амтхауера

Требует от психолога высокого уровня прф. мастерства для глубокой и системной обработки полученных данных.


Области применения
Профконсультация, контроль обучения, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного развития учащегося.

Тест может быть использован для анализа причин школьной неуспеваемости; выявления учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития; оценки эффективности обучения; выявления учащихся, нуждающихся в индивидуальных программах обучения; профориентационной работы с учащимися; сравнения эффективности различных программ и методов обучения



Общее описание

Данный тест состоит из методического руководства, где описана структура проведения теста, даны инструкции как для экспериментатора, так и для испытуемых; ключа к формам А, Б, нормативных показателей в соответствии с возрастом обследуемых и тестовой тетради форм А и Б, включающей субтесты.

ШТУР состоит из 8 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.

Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.

Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый - логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой - нахождение правила построения числового ряда, седьмой и восьмой субтесты направлены на изучение пространственных представлений

Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся.

Методические рекомендации: перед тем как использовать данный тест в работе, психологу необходимо самому хорошо изучить методическое руководство, уметь ориентироваться в демонстрационном материале и в бланках для испытуемого по субтестам. Психологу также необходимо четко знать инструкции к субтестам, уметь корректно ответить на вопросы ребенка, если они возникнуть после объяснения инструкции. При этом важно соблюдать все правила проведения методики, чтобы не перейти на «подсказывание». Все субтесты выполняются четко по времени.

В задания ШТУР включены понятия, подлежащие обязательному усвоению в учебных предметах трех циклов: математического, гуманитарного и естественнонаучного. Помимо этого, определяется осведомленность в некоторых понятиях общественно-политического и научно-культурного содержания.

ШТУР соответствует высоким статическим критериям, которым должен соответствовать любой диагностический тест.

Скачать полнотекст методики (доступно для пользователей, внесенных в Базу психологов)


Образовательные программы:



Литература
Диагностика умственного развития детей
Психологическая коррекция умственного развития учащихся
Психологическая коррекция умственного развития школьников
Психологическая диагностика: Учебник для вузов


Рекомендуемая литература

Психолого-педагогические вопросы формирования личности учащейся молодежи./ под ред. Гуревича. Воронеж, 1986 г.

ШТУР. Методические рекомендации по работе с текстом. М., 1987г.




Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика