Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению

Гуткина Н.И.
М.: МГППУ, 2002 - 3-е изд., переработанное - 68 с., приложения 

Предмет диагностики
Психологическая готовность к школе


Экспертная оценка
Диагностика готовности к школе является одной из наиболее распространенных и актуальных задач деятельности психолога в системе образования. На сегодняшний день существует множество методик диагностики готовности к обучению в школе. Среди них «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению» Гуткиной Н.И. представляется наиболее обоснованной теоретически и методологически последовательным инструментом. Несомненным достоинством данной методики является заложенный в ней принцип коррекционности. Программа позволяет не только констатировать особенности развития и прогнозировать успешность обучения ребенка, но и составить адекватную коррекционно-развивающую программу.

Логинова Г.П.

Полнотексты методик доступны на сайте "Практический психолог" (practic.childpsy.ru) Зарегистрированным специалистам-психологам, работающим в учреждениях, подведомственных Департаменту образования г. Москвы, студентам или выпускникам МГППУ. Для доступа к полнотекстам необходимо Зарегистрироваться на сайте и Отправить заявку на включение в базу психологов.




ПлюсыМинусы

Обладает прогностической значимостью



Области применения

Программа предназначена для обследования детей 6-7 лет на предмет определения психологической готовности к школе, а также для контроля за динамикой психического развития детей в группе развития. В последнем случае программа применяется с 5,5 лет до 8 лет.

Используется для исследования развития аффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной, речевой сфер.



Общее описание

Методики, из которых состоит программа, не являются теста­ми и позволяют дать качественную характеристику психологиче­ской готовности ребенка к школьному обучению.

Диагностическая программа состоит из 7 методик, 6 из которых являются оригинальными авторскими разработками, и позволяет определить степень готовности ребенка к школьному обучению. Диагностическая программа включает следующие методики:

- ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека;

- методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребёнка;

- экспериментальная беседа по выявлению "внутренней позиции школьника";

- методика "Домик" (умение ориентироваться на образец, произвольность внимания, сенсомоторная координация, тонкая моторика руки);

- методика "Да и нет" (умение действовать по правилу);

- методика "Сапожки" (изучение обучаемости);

- методика "Последовательность событий" (развитие логического мышления, речи и способности к обобщению);

- методика "Звуковые прятки" (фонематический слух).

Методические рекомендации: в зависимости от условий и особенностей ребенка обследование может проводиться в один или два этапа. Два этапа рекомендуется при проведении обследования в детском саду или школе, когда возможно коллективное проведение методики «Домик». Первый этап может включать в себя собеседование и выполнение методики «Домик». Остальное обследование проводится индивидуально.

На время проведения обследования кабинет должен быть оформлен определенным образом, в соответствии с тестовыми заданиями: все должно быть под рукой педагога-психолога, необходимо также исключить из обстановки яркие игрушки и предметы, которые могут отвлекать ребенка.

Для каждого ребенка предварительно готовится буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов для рисования по заданиям, а также для фиксирования ответов по заданиям не обеспеченным бланками.

Родители могут присутствовать на обследовании, но их нахождение рядом с ребенком во время проведения методик «Домик» и «Определение доминирования мотивов» нежелательно.

Программа позволяет

  • выяснить мотивационную готовность к школе, а также особенности обучаемости ребенка;
  • определить развитие ребенка в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах;
  • использовать на протяжении многих лет один и тот же стимульный материал, не требующий размножения;
  • определить проблемы в развитии детей начиная с 5,5 лет для дальнейшей работы с ними по специальной развивающей методике "Группы развития", описанной в книге Н.И. Гуткиной "Психологическая готовность к школе"
Скачать полнотекст методики (доступно для пользователей, внесенных в Базу психологов)


Литература
Психологическая готовность к школе


Рекомендуемая литература
"Психологическая готовность к школе: диагностико-развивающая программа" - журнал "Психологическая наука и образование" 1998. №2.



Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика