Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Тест умственного развития младшего школьника (ТУРМШ)

Арсланьян В.П., Борисова Е.М.
Арсланьян В.П. Методическое руководство «Тест умственного развития младшего школьника», М.: ПИРАО, 1997

Предмет диагностики
Уровень умственного развития детей младшего школьного возраста


Экспертная оценка

Одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которыми приходится сталкиваться практическому психологу, является школьная неуспеваемость. Причин может быть много: педагогическая запущенность, недостаточно высокий актуальный уровень умственного развития, неумение учиться, пробелы в знаниях и т.д.

Именно школьному психологу приходится распутывать этот сложный клубок проблем, выявлять доминирующие причины, разрабатывать психокоррекционные программы по оптимизации процесса обучения. А для этого важно знать особенности и своеобразие умственного развития как отдельно взятого ученика, так и класса в целом.

Уровень и специфика умственного развития, сложившиеся в младшем школьном возрасте, являются основой дальнейшего обучения. Отсюда важность диагностики особенностей умственного развития на начальных этапах пребывания в школе и его коррекция.

Предлагаемая методика отличается особым содержанием и составлена на основе школьных программ и учебников. В ней использованы понятия из русского языка, природоведения и математики, что позволяет выявить усвоенный и неусвоенный программный материал, а также степень овладения теми или иными логико-функциональными связями. При подготовке методики авторы придерживались точки зрения, разделяющейся большинством отечественных психологов, о ведущей роли обучения в развитии ребенка.

Таким образом, результаты тестирования могут помочь выявить пробелы в знаниях, показать, где необходимо проведение психокоррекционных меро­приятий.

Методика позволяет определять особенности и свое­образие умственного развития младшего школьника, а не отделять норму от патологии. В результате применения теста могут быть получены данные, позволяющие оцени­вать недостатки и достоинства используемых программ, сравнивать различные системы и подходы в обучении, прослеживать особенности динамики умственного раз­вития младшего школьника.

Тест является групповым. Задания всех субтестов рас­положены в порядке возрастающей трудности, что дает возможность увидеть "зону ближайшего развития".

Данный тест ориентирован не на статистическую норму (хотя "центральные значения" тоже были исполь­зованы), а на социально-психологический норматив, поэтому анализ групповых и индивидуальных данных проводился исходя из степени близости к нему. За нор­матив возрастного умственного развития принимается полный набор заданий теста. Учитывая, что младший школьный возраст характе­ризуется преобладанием наглядно-образного мышления и активным развитием в процессе обучения словесно-логического на основе формирующихся научных поня­тий, разработана методика, состоящая из двух блоков (вербального и невербального) с идентичными и уравнен­ными по трудности заданиями.

Все эти особенности методики позволяют проводить более глубокий и всесторонний анализ умственного развития учащихся.



ПлюсыМинусы

Количественный и качественный анализ результатом ТУРМШ (его невербального и вербального блоков) дает возможность с разных сторон оценить умственное развитие, как отдельного ученика, так и группы учащихся. На основании замеченных недостатков в умственном развитии можно наметить примерную схему коррекционной работы по их устранению

При интерпретации уровней наблюдается некоторая заниженность нормативных показателей, обозначенная автором теста в количестве баллов. Это может быть связано с тем, что в нормативной выборке принимали участие учащиеся школ не только большого города.

При групповом варианте тестирования появляется сложность создания бланков ответов для группы испытуемых, т.к. обследование строится по типу работы с перфокартой (в каждом бланке вопросов вырезаются окошечки, дающие возможность проставить на листе ответов правильный вариант). Небрежность использования бланков вопросов при проставлении ответов требует ламинирования. При отсутствии выполнения этого требования групповой способ тестирования невозможен



Области применения
Диагностика трудностей в обучении, особенностей умственного развития детей младшего школьного возраста. Тест позволяет оценить уровни развития как наглядного, так и вербального мышления, выявить особенности словесно-логического мышления


Общее описание

Тест предназначен для выявления умственного развития младшего школьника. Тест может быть использован не только индивидуально, но и при работе с целым классом учащихся. Комплект методики включает в себя брошюру с руководством к применению теста и данные о качественном и количественном анализе результатов, а также альбом с тестовым материалом и приложением.

Тест умственного развития младшего школьника (ТУРМШ) состоит из двух блоков: вербального и невербального.

  • 1 -й блок (вербальный) включает субтесты, направлен­ные на выявление особенностей словесно-логического понятийного мышления (разработаны два варианта А и Б). Задания состоят из вербального и числового материа­лов. В блок входят следующие субтесты: "осведомлен­ность", "классификация", "аналогии", "обобщения" и два математических субтеста.
  • 2-й блок состоит из субтестов, направленных на вы­явление особенностей невербального мышления, так как развитие в данный образовательно-возрастной период характеризуется переходом от наглядно-образного к сло­весно-логическому, рассуждающему мышлению. Задания подобраны таким же образом, как и в 1-м блоке, но со­стоят из карточек с изображениями предметов, животных, растений, геометрических фигур, явлений природы и т.д.

В этот блок входят следующие субтесты: "классифика­ция", "аналогии", "обобщения", "последовательные кар­тинки", "геометрические аналогии".

Апробация теста проводилась на выборке учащихся 2-4 классов (300 человек) школ г.Москвы и г.Сергиева Посада.

Соответствие форм А и Б (вербального блока) оце­нивалось по коэффициентам ранговой корреляции Спирмена. Для отдельных субтестов они оказались в пределах от 0,58 до 0,78, а для общего балла г=0,82.

Надежность теста определялась повторным тестиро­ванием через 3 месяца. Коэффициенты ранговой корре­ляции располагаются в пределах от 0,5 до 0,8 - для вер­бального теста и от 0,52 до 0,84 - для невербального.

Определялся еще один вид надежности - гомоген­ность, т.е. вычислялись коэффициенты попарной корре­ляции заданий, которые составили от 0,88 до 0,92 - для вербального теста и от 0,79 до 0,87 для невербального.

Корреляции между отдельными субтестами методи­ки оказались в пределах от 0,38 до 0,62 - для вербального блока методики и от 0,39 до 0,52 - для невербального блока.

Теоретическая валидность (которая определялась со­поставлением успешности по данному тесту с групповым интеллектуальным тестом ГИТ) оказалась равна 0,75, а практическая (определяемая сопоставлением результатов теста со школьной успеваемостью) - 0,53 (для невербаль­ного теста) и от 0,5 до 0,69 - для вербального.

Степень тесноты связи между результатами выпол­нения вербального и невербального блока методики ока­зались равны: для 2 класса - 0,77, для 3 класса - 0,86, для 4 класса - 0,57.

Все полученные данные позволяют считать, что раз­работанный Тест умственного развития младшего школь­ника соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест.

Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий. При проведении группового тестирования должны участвовать два экспериментатора. Один из них зачитывает инструкции и следит за временем тестирования, другой наблюдает за учащимися, предупреждая нарушение ими инструкций.



Рекомендуемая литература

Арсланьян В.П. Диагностика соотношения вербального и невербального компонентов в умственном развитии младшего школьника. // Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - М.: МГУ, 1996.

Методическое руководство "Тест умственного развития младшего школьника" (ТУРМШ), М.: ПИРАО, 1997




Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика