Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Шкала явной тревожности для детей 8-12 лет (CMAS)

Прихожан А.М.
М.: Центр психологической службы; Лаборатория научных основ детской практической психологии ПИРАО, 1994г. Перевод и адаптация методики Прихожан А.М. The Children's Form'of Manifest Anxiety Scale, A. Castaneda, B.R. Me. Cattdless, D.S. Palermo

Предмет диагностики
Тревожность ребенка


ПлюсыМинусы

Шкала адаптирована для применения на русскоязычной выборке и прошла необходимую проверку на надежность и валидность.

Вариант методики прошел стандартную психометрическую проверку, в которой участвовали 840 школьников 8-12 лет из различных регионов страны. Надежность выявлялась по коэффициенту стабильности теста с помощью метода тест - ретест, проведенного с промежутком 1 - 1,5 мес. и коэффициента однородности, выявляемого с помощью метода деления пополам. В обоих случаях получены удовлетворительные коэффициенты надежности - соответственно 0,85 и 0,72, что близко к данным, полученным при создании теста и его адаптации в других странах




Области применения

Шкала часто используется в работе психолога со старшеклассниками, в частности, для целей профориентации, для характеристик "групп риска"

Методика может быть использована как в индивидуальном, так и в групповом исследовании



Общее описание

В пособии представлен адаптированный вариант Шкалы CMAS, который позволяет диагностировать явную, отчетливо осознаваемую ребенком тревожность.

Методика предназначена как для индивидуального, так и группового применения. Шкала явной тревожности для детей (The Children’s form of Manifest Anxiety Skale) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет.

Тревожность в данном случае понимается как разлитое (т.е. не связанное с каким-либо определенным типом или типами ситуаций) хроническое переживание психического и соматического напряжения, проявляющееся в усталости, раздражительности, нетерпеливости, чувстве внутренней скованности, склонности даже по незначительным поводам испытывать приступы сильного страха и беспокойства и т.п.

Шкала была разработана группой американских психологов A Castaneda, B. R. McCandless, D.S. Palermoв - 1956 г. на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Skale? MAS) Дж. Тейлор (1951, 1953), предназначенной для взрослых. Как известно, шкала Тейлор была создана путем отбора из Миннесотского многофакторного личностного опросника (MMPI) таких пунктов и составляющих его шкал, которые соответствовали бы клиническому представлению о хронических тревожных реакциях. Для детского возраста в шкалы явной тревожности, в свою очередь, были отобраны 42 пункта, оцененные как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами, выявляющими склонность ребенка сознательно искажать свои результаты, давая, с его точки зрения, "правильный", "желательный" ответ - так называемая, "шкала лжи", "шкала видения себя в лучшем свете" или "шкала искаженного представления о себе" - т.е. оценочной L-шкалой. Шкала Дж. Тейлор, называемая "Личностная шкала проявлений тревоги", "шкала личностной тревожности" и т.д., получила широкое распространение в нашей стране, как в психологической практике, так и в исследовательской работе.

Наиболее известна адаптация Т.А. Немчина (1966), хотя имеются и другие варианты. Шкала часто используется в работе психолога со старшеклассниками, в частности, для целей профориентации, для характеристик "групп риска". Детская шкала явной тревожности до применения в отечественной психологии использовалась в США, Японии, Франции, Чехии и др. странах, что доказывает ее достаточно высокую клиническую валидность и продуктивность применения для решения широкого круга практических и исследовательских задач.

Адаптация и стандартизация шкалы Вариант шкалы явной тревожности для детей был адаптирован в нашей стране в 1991 - 1993 г.г. Адаптация проводилась с помощью группы экспертов, включавшей детских психолога, педагогов, медицинского психолога, детского психиатра и детского психотерапевта, а также школьников различных возрастов - с 5 по 9 класс. Вариант шкалы открытой тревоги для детей содержит, так же как и оригинал теста, 53 вопроса, 42 из которых ориентированы на выявление различных показателей тревожности и 11 - на диагностику тенденции ребенка искажать свои ответы в пользу социальной желательности. Поскольку методика диагностирует явную, не маскируемую, отчетливо осознаваемую самим школьником тревожность, то высказывания, входящую в шкалу, содержат указания на проявление наиболее очевидных, сильных симптомов тревожности. при этом спецификой детской шкалы явной тревожности, в отличие от взрослого варианта - шкалы Дж. Тейлор, - является то, что все эти симптомы представлены в утвердительных высказываниях. С детьми 8-9 лет методику целесообразно проводить индивидуально, со школьниками 10-12 лет - в группах, с соблюдением всех стандартных правил группового обследования. Примерное время выполнения заданий - 15-25 минут. Применение теста хорошо зарекомендовало при решении следующих практических задач:

Выявление "групп риска" с точки зрения сохранения и профилактики психического здоровья детей;

Профилактика "срывов", связанных с экзаменационными, конкурсными, соревновательными и др. условиями, предъявляющими повышенные требования к нервно-психическому состоянию школьника;

Выявление причин школьной дезадаптации;

В психогигиенических целях - для определения оптимального расписания занятий, режима труда и отдыха, общей и учебной нагрузки и т.п.;

При анализе факторов, связанных с повышенной утомляемостью школьника, нарушениях сна и др.;

При определении целесообразности посещения ребенком группы продленого дня.



Рекомендуемая литература
Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие /Авт.-сост. Г.А.Шалимова. – М.: АРКТИ, 2006



Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика