Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Вербальный фрустрационный тест

Собчик Л.Н.

Предмет диагностики
Интенсивность, направленность и тип фрустрационной реакции. Эмоциональная зрелость индивида и уровень самоконтроля, иерархия его ценностей, круг значимых для него людей, отношение к противоположному полу, самооценка, зона конфликта


ПлюсыМинусы

В отличие от других тестов, направленных на оценку агрессивности, предлагаемая методика позволяет сравнить проявляемую вовне агрессию со скрытой агрессивностью, дает возможность дифференцированно подойти к оценке агрессивных реакций в разных сферах межличностных отношений и выявить наиболее значимые ценности в ситуации фрустированности

При знакомстве с перечнем посылок, из которых исходил автор при разработке теста, насторожила одна из них. Людмила Николаевна считает, что «сила реакции на фрустрацию выражена тем сильнее, чем менее значимо для конкретного индивида фрустрирующее лицо». Но многочисленные исследования конфликтных отношений, как и практика психологического консультирования, говорят об обратном. Чаще именно значимое для человека лицо вызывает более эмоционально насыщенные реакции у человека.

Да и сам перечень фрустрирующих ситуаций вряд ли может быть адекватно воспринят подавляющим большинством людей. Не могу вообразить себе взрослого человека, который с легкостью представляет своего отца или мать, говорящего подобные фразы: «Ты ни в чем не разбираешься, поэтому не спорь со старшими!» или «Нужно же такое нагородить на голове!»

Совсем непонятно присутствие в детском варианте теста позиций, связанных с недостатком материальных средств: «Опять ты без денег, и мать должна тебе подбрасывать!» Интересно, а где ребенок, по мнению матери, должен эти деньги брать? И проблема собственного здоровья не является значимой ни в детском, ни в подростковом возрасте. Представить себе учительницу (завуча), говорящую со скорбным видом: «Ты такой бледный. Плохи твои дела!» — затруднительно.

Ольга Решетникова



Общее описание

Данная методика примечательна тем, что позволяет измерять не только интенсивность, направленность и тип фрустрационной реакции. Но также с ее помощью можно диагностировать эмоциональную зрелость индивида и уровень самоконтроля, иерархию его ценностей, круг значимых для него людей, отношение к противоположному полу, самооценку, зону конфликта и др.

В своей разработке вербального фрустрационного теста (ВФТ) автор книги в первую очередь исходит из следующих посылок:

Реакция на фрустрацию зависит от типа реагирования, т.е. от ведущей тенденции, уходящей корнями в конституционально заданную предиспозицию.

Реакция на фрустрацию зависит от иерархии ценностей обследуемого лица, то есть от того, насколько значима зона интересов обследуемого лица, которая при этом оказалась задетой.

Сила этой реакции тем сильнее выражена, чем менее значимо для конкретного индивида фрустрирующее лицо, так как непосредственные реакции проявляются более свободно именно в тех контактах, которые менее значимы: напротив, в общении со значимыми другими индивид максимально контролирует свои высказывания и поступки, особенно агрессивные реакции.

Для учета и формализации данных обследования оказалось более удобным использовать вербальный тест, в котором процедура обследования включает в себя не только ответы-высказывания (Что бы я сказал?), но и описание испытанных при этом чувств (Что бы я почувствовал?), когда испытуемый пытается ответить на поставленные в эксперименте фрустрирующие его вопросы.




Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика