Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей

Спилберг Ч.Д.
Ч.Д. Спилбергер. Модификация А.Д. Андреевой опросника State Trait Personal Inventory — STPI

Предмет диагностики
Диагностика личности


Области применения
Методика может быть использована как при проведении фронтального обследования с целью выявления детей, испытывающих в школе различного рода эмоциональные проблемы либо с неблагополучным положением в классе в целом, так и при индивидуальной работе с учащимися, требующими помощи со стороны школьного психолога для нормализации учебной деятельности


Общее описание

Опросник делится на две части: одна объединяет шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, характеризующие личностные свойства субъекта, другая — эти же шкалы, но в отношении состояния человека в конкретный момент.

В соответствии с задачей диагностики эмоционального отношения к учению направленность входящих в методику высказываний и инструкция испытуемому были модифицированы таким образом, чтобы вторая часть опросника отражала состояние учащихся на уроке. Такое построение методики позволяет сопоставить уровень изучаемых эмоциональных состояний в условиях учебной деятельности с фоновым и определить, каким образом процесс учения влияет на особенности эмоциональных переживаний школьника. Кроме того, вторая часть опросника может быть использована и для изучения эмоционального отношения испытуемых к тому или иному учебному предмету; в этом случае текст инструкции конкретизируется применительно к данному предмету. Указанный вариант опросника наиболее целесообразно использовать в ходе индивидуальной работы с ребенком, испытывающим трудности в освоении определенного учебного материала.

Таким образом, шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций входят в обе части опросника. Каждая шкала состоит из 10 пунктов, расположенных в определенном порядке.

Дополнительно к каждой части опросника авторы ввели по десять «свободных» пунктов, попросив учащихся заполнить их ответами на вопросы: «Какие еще чувства ты обычно испытываешь?» (после 1-й части методики) и «Какие еще чувства ты испытываешь на уроке?» (после 2-й части). При апробации методики предполагалось, что, ответив на такие вопросы, школьники оценят и степень проявления этих чувств в баллах, подобно тому, как это делалось в основной части опросника. Однако большинство учащихся отнеслось к заданию как к возможности свободно высказаться о значимых для себя переживаниях, и необходимость в их балльной оценке отпала. Самые содержательные ответы обычно даются на второй дополнительный вопрос — о чувствах, переживаемых на уроке, и именно они предоставляют наиболее интересный материал для анализа. На первый вопрос учащиеся нередко затрудняются ответить и зачастую просто пропускают его. Тем не менее, включение этого вопроса в методику целесообразно для получения более объективной картины. Дополнительные пункты опросника позволяют получить данные, оказывающие существенную помощь при интерпретации основных результатов.

Для получения балла какого-либо состояния или свойства подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам соответствующей шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале —-10 баллов, максимальная — 40 баллов. Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; балл будет выражаться следующим за этим результатом средним числом. При пропуске двух и более баллов надежность и валидность шкалы относительны.

Таким образом, для каждого индивида получают данные об общем уровне основных эмоциональных процессов — тревожности, познавательной активности и негативных эмоциональных переживаниях — и характере их проявления в ходе учебной деятельности.

На основании индивидуальных данных можно подсчитать средние значения тревожности, познавательной активности и негативных эмоций для определенной группы учащихся (например, класса, половозрастной группы), а также показатель разброса данных — среднее квадратическое отклонение результатов группы. Это позволяет определить показатели уровней познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний в обычном состоянии и на уроке в различных возрастных группах



Рекомендуемая литература
Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие /Авт.-сост. Г.А.Шалимова. – М.: АРКТИ, 2006



Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика