Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Шкала самооценки тревожности

Спилберг Ч.Д.

Предмет диагностики
Диагностика личности


Области применения
Методику используют в индивидуальной и групповой работе, для измерения тревожности как свойства личности


Общее описание

Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) адаптирована Ю.Л. Ханиным.

Представляет собой инструмент для измерения тревожности как свойства личности и как состояния в какой-либо определенный момент — в прошлом, настоящем и будущем.

Одной из преимуществ методики является концептуальная четкость в дифференциации этих двух параметров, измеряемых двумя самостоятельными подшкалами, содержащими по 20 вопросов-суждений в каждой.

Спилбергер выделил 40 наиболее информативных пунктов:

20 — для измерения состояния тревожности;

20 — для измерения личностной тревожности.

Испытуемому предлагается ответить на вопросы шкалы самооценки, указав, как он себя чувствует в данный или какой-либо определенный момент (реактивная тревожность — вопросы 1-20) либо как он себя чувствует обычно (личностная тревожность — вопросы 21-40). На каждый вопрос возможны 4 ответа по степени интенсивности («Вовсе нет», «Пожалуй, так», «Верно» и «Совершенно верно» — для состояния тревожности) и по частоте («Почти никогда», «Иногда», «Часто», «Почти всегда» — для личностной тревожности).

Для снижения вероятности образования установки на положительные или отрицательные вопросы в каждую подшкалу включено примерно одинаковое число суждений, характеризующих высокую и низкую степень тревожности. Ответ 1 на высокотревожные вопросы означает отсутствие либо легкую степень тревожности, ответ 4 — высокую тревожность. Низкотревожные вопросы сформулированы так, что ответ 1 означает высокую степень тревожности. При обработке результатов балльные оценки в этих вопросах имеют обратную направленность.

Каждый вопрос может быть оценен от 1 до 4 баллов. Самый простой способ подсчета итогового результата по любой шкале заключается в отдельном суммировании данных по прямым и обратным вопросам, затем вычитании из суммы прямых суммы обратных и прибавлении постоянного числа: 50 — для подшкалы реактивной тревожности (вопросы 1-20) и 35 — для подшкалы личностной тревожности (вопросы 21-40).

Оценка уровня (интенсивности) как состояния тревожности, так и личностной тревожности производится в диапазонах:

  • 20-30 — низкий уровень;
  • 31-45 — средний уровень;
  • 46 и выше — высокий уровень


Рекомендуемая литература
Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие /Авт.-сост. Г.А.Шалимова. – М.: АРКТИ, 2006 – с. 25



Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика