Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Вайнлендская социальной зрелости шкала (Vineland Social Maturity Scale)

Долл Э.
Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. 2-е изд, Питер

Предмет диагностики
Степень овладения социальными навыками или степень социальной зрелости


Экспертная оценка
Возрастные рамки от 3 до 9 лет (хотя стандартизация ее проводилась на испытуемых в возрасте от нескольких месяцев до 11 лет). Для обследования детей в возрасте до 3 лет рекомендуется использовать шкалу развития Гезелла


ПлюсыМинусы

Высокий уровень валидности и надежности. Можно использовать для клинической психодиагностики



Области применения
Возможно применение в детской клинической психодиагностике, при контроле развития детей младшего возраста


Общее описание

Опросник состоит из 36 пунктов, касающихся поведения ребенка. Сущность тестирования состоит в описании активности ребенка и соотнесении конкретных форм его поведения с нормативами. Экспериментатор получает в ходе беседы сведения о ребенке и затем оценивает их по стандартной схеме. Применение шкалы не требует участия испытуемого, данные чаще всего получают от других лиц, обладающих информацией о его раз витии (родители, воспитатели и т. д.)

Пункты сформулированы таким образом, чтобы выявить, способен ли ребенок самостоятельно удовлетворить свои потребности в соответствии с нормативными требованиями для данного возраста. В первую очередь нормативы касаются «социальных способностей», например: самостоятельность, способность к общению, социальная включенность и т. д. Формулировка нормативов примерно такова:

  • для возраста 3-4 года: сам застегивает одежду, сам одевается, кроме завязывания шнурков;
  • для возраста 4-5 лет: играет в простые настольные игры, имеет представление о деньгах и их значении.

Нормативы объединяются в следующие категории:

  1. Способность к самообслуживанию;
  2. Самостоятельность во время еды;
  3. Самостоятельность при одевании;
  4. Способность к саморегуляции поведения;
  5. Уровень активности;
  6. Уровень общения;
  7. Физическая активность;
  8. Степень социализации.

Беседа как форма получения информации от лиц, знающих ребенка, оказывается вполне адекватной для определения степени овладения социальными навыка ми, но предъявляет повышенные требования к экспериментатору, который должен уметь выделить сведения, относящиеся к нормативным показателям. Выполнение каждого нормативного требования оценивается в 1 балл. Оценка первичная с учетом хронологического возраста переводится в условный показатель, позволяющий отнести испытуемого к определенной «зоне развития». В каждой возрастной категории выделяется пять таких зон.

Данных об использовании в СНГ нет



Литература
Словарь-справочник по психодиагностике. 2-е изд.


Рекомендуемая литература




Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика