Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Калифорнийский психологический опросник (California Psychological Inventory, CPI)


Разработан в 1956 г. под руководством X. Гоуха

Предмет диагностики
Для диагностики личности. Предназначен для оценки личностных характеристик и «предсказания того, что люди будут говорить и делать в специфическом контексте»


ПлюсыМинусы

Тест отличается хорошими методическими показателями: коэффициент ретестовой надежности (интервал 1 год) – 0.83-0.91; коэффициент надежности параллельных форм — 0,95; коэффициент надежности частей теста (по методу «расщепления») — 0,97; валидность, определяемая по связи с успеваемостью, — 0,46; с экспертными оценками уровня интеллектуального развития — 0,62.

Стандартизация теста проводилась по выборке из 4076 испытуемых. Средний показатель по сырым баллам равнялся 82. После стандартизации новая средняя равнялась 100, сигма — 10




Области применения
Методика может быть использована как в индивидуальном, так и в групповом исследовании


Общее описание

Опросник содержит 480 утверждений, большая часть которых касается типичных поведенческих паттернов и привычных ощущений, мнений по различным социальным, этическим и семейным вопросам. В банк вопросов CPI вошли 178 утверждений из состава MMPI. Примеры утверждений:

  • При настоящем положении дел трудно надеяться на что-то в будущем. Верно - неверно.
  • Я прочитываю не менее десяти книг в год. Верно — неверно.
  • Самое важное для меня — долг перед соотечественниками. Верно — неверно.
  • Гораздо важнее, чтобы отец был добрым, чем удачливым. Верно — неверно.

Обработка опирается на нормы, разработанные для испытуемых от 13 лет и старше. Результатом первичной обработки является построение оценок профильных по 18 шкалам опросника. Для удобства интерпретации шкалы опросника объединены X. Гоухом в четыре группы:

I. Оценка уравновешенности, властности, самоуверенности, адекватности в межличностном общении. В группу входит 6 шкал:

  1. доминирования — предназначена для выявления сильных, властных, влиятельных и склонных к доминированию индивидов, способных проявлять инициативу и брать на себя лидерские функции;
  2. способности к поддержанию статуса — нацелена на такие свойства, как честолюбие и самоуверенность, которые позволяют достичь определенного статуса в социальной сфере отношений и его определяют;
  3. общительности — предназначена для дифференциации людей с коммуникативным характером, ориентированных на активное взаимодействие в противоположность тем, кто избегает контактов;
  4. социального присутствия — во многом сходна с предыдущей, с тем отличием, что человек, имеющий высокие оценки по этой шкале, не просто любит находиться в обществе других людей, а использует их для своей выгоды, манипулирует ими;
  5. самопринятия — определяет личную значимость, способность к независимым суждениям и поступкам, уверенность в себе;
  6. чувства благополучия — отрицание каких-либо серьезных конфликтов или проблем, отсутствие напряженности, тревоги и страхов, утверждение независимости и самодостаточности.

II. Измерение уровня социализации, зрелости, ответственности и структурированности ценностей в межличностном общении. В группу входят 6 шкал:

  1. ответственности — идентифицирует людей, придерживающихся определенных социальных норм и правил, осознающих и принимающих их важность и ценность;
  2. социализации — отражает уровень социальной зрелости, нравственного развития, вероятности асоциальных тенденций, степень интериоризации социальных ценностей и норм, а также их влияние на поведение индивида;
  3. самоконтроля — направлена на определение степени принятия и поддержки самим индивидом социально одобряемых норм поведения;
  4. толерантности — измеряет отсутствие предубеждений и социальную терпимость;
  5. хорошего впечатления — служит для выявления людей, способных создавать о себе хорошее мнение и озабоченных тем, как их воспринимают другие;
  6. обычности — основывается на подсчете частоты наиболее распространенных в выборке стандартизации ответов испытуемых.

III. Оценка потенциальных достижений и эффективности в интеллектуальной сфере. Включает 3 шкалы:

  1. достижения через подчинение — стремление к достижениям через следование определенному порядку, требованиям;
  2. достижения через независимость — способность достигнуть успеха в областях, где необходимы независимость и самостоятельность мышления, творчество, нестандартность решений;
  3. интеллектуальной продуктивности — оценка продуктивности в интеллектуальной сфере на основе самооценки.

IV. Анализ сферы интересов. В группу входят 3 шкалы:

  1. психологического склада ума — знание людей, проницательность, интерес к окружающим;
  2. гибкости — дифференцирует людей с гибкостью и подвижностью мышления и поведения в целом;
  3. женственности — определяет «маскулинность» и «феминность» интересов.

Из общего набора шкал К. п. о. три используются как шкалы контрольные: шкала «чувства благополучия» (Wb) позволяет обнаруживать испытуемых, склонных к демонстрации себя в «худшем свете», шкала хорошего впечатления (GO диагностирует склонность к социально положительным ответам (см. Установки на ответ), и шкала обычности (Gm) служит для идентификации случайных ответов.

Формулировка, отбор и группировка вопросов по содержанию осуществлялась в основном по эмпирическому критерию: задания опросника группировались в отдельные шкалы на основе ответов испытуемых в выборках, контрастных относительно внешнего критерия (например, успеваемость в школе, участие в различных организациях и т. п.). При этом К. п. о. создавался на основе Миннесотского многоаспектного личностного опросника. Ставилась задача создания методики, основанной не на клинических наблюдениях (как в случае с MMPI), а на выявлении качеств, проявляющихся в реальном повседневном межличностном взаимодействии.

Исходно К. п. о. рассматривался автором как «открытый для дополнения исследовательский метод. В результате многочисленных исследований X. Гоух (1960) пришел к заключению, что «основным принципом многофакторных методик типа CPI является получение паттернов и комбинаций в любом контексте». Следуя этому, автор стал использовать метод множественной регрессии для получения взвешенных комбинаций показателей К. п. о., с помощью которых можно оценить различные интересующие исследователя факторы. Так, в результате широкого обследования профессиональных групп были получены уравнения регрессии и соответствующие им производные профили показателей для предсказания успешности овладения многими сферами профессиональной деятельности.

За годы использования накоплен большой материал, свидетельствующий о высокой надежности и валидности К. п. о. По мнению А. Анастази (1982), это один из лучших опросников, используемых в настоящее время. В то же время К. п. о. не лишен определенных недостатков. Корреляционный анализ показателей шкал указывает, что многие характеристики шкал опросника частично совмещаются, что свидетельствует о недостаточной факторной чистоте анализируемых показателей. К. п. о. относится к числу наиболее распространенных в англоязычной психологической диагностике методик. Его популярность не уступает MMPI. Опросник используется для прогнозирования успеваемости по отдельным учебным дисциплинам, успешности окончания школы, а также в области профессионального отбора, прогнозирования эффективности управленческой деятельности, изучения креативных качеств личности. Помимо основных шкал К. п. о. разработаны дополнительные, широко используется компьютерная интерпретация получаемых данных.

В 1987 г. издан пересмотренный вариант К. п. о. Добавлены две основные шкалы (независимости и эмпатии) и три т. н. векторные. Векторные (или структурные) шкалы образуют «каркас» кубической модели интерперсонального функционирования, измеряемого такими факторами, как «вовлеченность», «нормопринятие» и «осуществление». Эти шкалы генерируют 28 разных видов интерперсональной ориентации путем определения 4 типов личности (альфа, бета, гамма и дельта) и семи уровней, отражающих самоактуализацию. В этом варианте опросника используются 462 задания, из которых 194 заимствованы из MMPI. Сообщается о достаточно высоких показателях надежности и валидности CPI-R.

Работа по адаптации и рестандартизации К. п. о. для русскоязычных испытуемых начата Н. В. Тарабриной (1989). На выборке студентов (71 человек, юноши, возраст 19-24 года) определены нормы, проведен регрессионный анализ состава показателей, осуществлен факторный анализ шкал.



Литература
Словарь-справочник по психодиагностике. 2-е изд.



Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика