Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Методика «Узор»

Цеханская Л.И.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: НПО «Образование», 1996

Предмет диагностики
Исследование познавательной сферы ребенка, выявление сформированности умения подчинять свои действия правилу


Области применения
Определение предпосылок овладения учебной деятельностью через изучение сформированности умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия


Общее описание

Тест включает методическое руководство, стимульный материал,который включает бланки сгеометрическими фигурками, нарисованными на листе бумаги и расположенными в три ряда. Верхний ряд состоит из треугольников, нижний — из квадратов, средний — из кружков. Квадраты находятся под треугольниками, кружки — в промежутке между ними. Все три ряда геометрических фигур называются «полоской».

Материал методики («полоски») располагается на четырех страницах. На первой странице, в центре верхней части дается образец узора, который детям предстоит вычерчивать после объяснения задания. Внизу этой же страницы расположена «полоска» геометрических фигур, на которой ребята учатся рисовать узор под диктовку. На трех следующих страницах дается по одной «полоске» фигур на каждой, для соответствующей серии эксперимента.

Методическое руководство содержит подробное описание процедуры проведения и инструкции для ребенка и педагога-психолога.

Методические рекомендации: данная методика может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Перед ребенком ставится задача рисовать узор, следуя правилу (какие фигуры соединять между собой), с указанием способа действия (каким образом соединять фигуры). Например, соединять треугольники и квадраты (правило) через кружок (способ действия). При этом ребенок должен следовать инструкции, которая дается экспериментатором, и где указывается, какие фигурки и в каком порядке следует выбирать.

Вначале ребенку предлагается образец узора и дается инструкция. Затем следует этап обучения способу действия, после чего дети переходят к выполнению основного задания. На этапе обучения взрослый следит за тем, как каждый ребенок выполняет задание, а в случае необходимости исправляет ошибки и объясняет ребенку в чем он ошибся.

Эксперимент состоит из трех серий, отличающихся друг от друга конфигурацией узора.

Диктовать следует медленно, чтобы дети успевали прочертить очередное соединение. Повторять одно и то же дважды нельзя, поскольку некоторых ребят это может натолкнуть на прочерчивание лишних соединений. Никакой помощи во время выполнения основного задания экспериментатор не оказывает.

При оценке результатов правильными считаются соединения, соответствующие диктанту. Штрафные очки начисляют за лишние соединения, не предусмотренные диктантом, за «разрывы» или пропуски «зон соединения» между правильными соединениями.




Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика