Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Методика «Графический диктант»

Эльконин Д.Б.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: НПО «Образование», 1996

Предмет диагностики
Исследование познавательной сферы ребенка


Области применения

Определение предпосылок овладения учебной деятельностью через исследование умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые ему в устной форме, и самостоятельности выполнения задания по зрительно воспринимаемому образцу, исследование моторной сферы ребенка.



Общее описание

Тест включает методическое руководство и бланк, представляющий из себя соответственно оформленный тетрадный лист в клетку.

В правом верхнем углу листа записывается фамилия и имя испытуемого, а также дата проведения обследования. С левой стороны каждого листа на расстоянии 4 клеток от левого края, ставятся три точки одна под другой (расстояние между ними по вертикали – 7 клеток).

На заранее заготовленном листе детям предлагается рисовать по клеткам линии от намеченной заранее точки под диктовку: вправо, влево, вверх или вниз по одной клетке и т.д.

Методическое руководство содержит подробное описание процедуры проведения и инструкции для ребенка и педагога-психолога.

Методические рекомендации: педагог-психолог подробно объясняет задание, одновременно показывая его выполнение на доске с разметкой тетрадных клеток. Выполнению основного задания предшествует рисование тренировочного узора, во время которого экспериментатор контролирует и исправляет допущенные детьми ошибки. На самостоятельное продолжение узора дается 1,5 – 2 минуты, ребят следует предупредить, что не обязательно занимать всю ширину страницы.

Затем дети выполняют две основные серии диктанта. При рисовании основных узоров контроль снимается и экспериментатор следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листочки и начинали новый узор с нужной стороны. При диктовке следует соблюдать достаточно длительные паузы, чтобы испытуемые успели кончить предыдущую линию.

При анализе результатов выполнения задания необходимо порознь оценить действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, второй – о степени самостоятельности ребенка в учебной работе.

При использовании методики «Графический диктант» необходимо обратить особое внимание на детей-левшей, так как в вводной инструкции ребенку напоминают, что правая рука – это та, в которой он держит карандаш. Кроме того, некоторые будущие первоклассники путают не только правую и левую строну, но также верх и низ листа бумаги, не умеют отсчитать необходимое количество клеточек. В связи с этим не всегда представляется возможность установить причину некачественного выполнения задания.

Методика может быть использована как для индивидуального, так и для группового обследования.



Литература
Готов ли ваш ребенок к школе?
Готовим детей к школе
Готовим ребенка к школе. 4-е изд.
Диагностика готовности ребенка к школе
Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучения
Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения
Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности.
Психологическая готовность к школе
Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе
Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа
Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы
Скоро школа. Путешествие с Бимом и Бомом в страну Математику. Пособие по подготовке детей к школе. Методическое пособие
Скоро школа. Путешествие с Бимом и Бомом в страну Математику. Пособие по подготовке детей к школе: рабочая тетрадь
Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе.


Рекомендуемая литература
База данных методических средств и пособий для работы психолога образования. Учебно-методическое пособие. - М.: НПФ "Смысл", 2007 - 240 стр.



Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика