Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Методика «Пиктограмма»

Лурия А.Р.
Альманах психологических тестов, М. Издательство «КСП», 1996

Предмет диагностики
Исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформированности понятийного мышления


Области применения
Данная методика может быть использована для получения представления о состоянии разных психических процессов: мышления, памяти, воображения; об уровне организации действий; о личностных и эмоциональных особенностях ребенка


Общее описание

Тест включает методическое руководство, протокол обследования и стимульный материал, содержащий два набора слов или словосочетаний (по 12 в каждом). Для выполнения заданий испытуемому потребуется лист нелинованной бумаги и карандаш.

Методическое руководство содержит нормативную таблицу по возрастам, где указаны приблизительные границы нормы.

Методические рекомендации: перед проведением испытуемому дается инструкция, затем по одному зачитываются слова или простые словосочетания для запоминания. Задача испытуемого – выполнить рисунки, которые позволят ему в последствии вспомнить продиктованные ему слова. После каждого слова (словосочетания) испытуемому дается достаточно времени для того, чтобы он успел сделать рисунок. По мере выполнения задания экспериментатор делает отметки в протоколе о высказываниях или объяснениях исследуемого. После того, как закончен рисунок к последнему слову, лист с рисунком убирается. Через 30-40 минут испытуемому снова дают лист со сделанными им рисунками и предлагают вспомнить слова.

При определении уровня опосредованного запоминания подсчитывается общее количество правильно воспроизведенных слов.

При оценке умственного развития используются следующие критерии:

  • адекватность ассоциаций,
  • абстрактность – конкретность рисунков,
  • понимание отвлеченных понятий.

Как правило, прием опосредованного запоминания облегчает удерживание и воспроизведение заданных слов. Если во время тестирования испытуемый работает медленно, его можно поторопить, но все равно надо дождаться, пока он закончит. В случае, если рисунки не помещаются на одном листе, надо дать второй.

Если испытуемый не понимает смысла задания, можно спросить его о том, что напоминают ему слова … (назвать слово или словосочетание). После ответа, предложить ему это нарисовать. Подобное объяснение дается только один раз. Если его оказывается недостаточно, то от проведения методики необходимо отказаться.

При интерпретации рисунков через их содержание психолог может получить информацию о запасе знаний и представлений испытуемого, об особенностях его индивидуального жизненного опыта, а также о его способности к отвлечениям, абстрагированию.

Все изображения испытуемого можно разделить на пять основных групп: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные и метафорические.

Об уровне сформированности понятийного мышления психолог может судить по тому, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам.

Данная методика имеет и проективное значение для диагностики особенностей личности испытуемого.




Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика