Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование»

Аверина И.С.
Разработан на основе теста Дж. Гилфорда. Аверина И.С. Научно-издательский центр «Когито», 1996

Предмет диагностики
Исследование творческого мышления, творческой одаренности


Области применения
Оценка уровня развития творческих способностей личности


Общее описание

Тест включает в себя методическое руководство, стимульный материал в качестве которого используются газета и деревянная линейка, специальные бланки для ответов, ключ к методике.

Время работы с каждым предметом – 6 минут. За это время испытуемым предлагается придумать как можно больше различных необычных способов применения этих предметов и записать их в специально предназначенном бланке.

При обработке материалов диагностики каждый ответ относится психологом к определенной категории в соответствии с ключом методики. Бессмысленные, нелепые, т.е. неосуществимые ни при каких условиях, ответы не засчитываются (например, использование деревянной линейки как материала для постройки лунной ракеты не засчитывается, поскольку реально это предложение не выполнимо).

Общая оценка уровня развития творческих способностей личности осуществляется на основе анализа 4 параметров: беглости, гибкости, оригинальности, разработанности задания.

Методические рекомендации: перед предъявлением заданий теста экспериментатор должен прочитать все инструкции и рекомендации, тщательно продумать все аспекты работы. Тест не допускает никаких изменений и дополнений, т. к. это меняет надежность и валидность тестовых показателей.

При проведении обследования необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» в инструкциях. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы, теплоты, доверия. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры, в ситуации поощрения воображения и любознательности. Тест следует проводить тогда, когда учащиеся находятся в «хорошей форме», не утомлены и не переживают по поводу каких-либо неприятностей.

Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы — 10-12 человек. При тестировании учащийся должен сидеть за столом один, чтобы исключить списывание ответов. Необходимо, чтобы у всех учащихся были карандаши или ручки, а также бланк для ответов. Экспериментатору необходимо иметь инструкции и секундомер.

Время проведения теста — по 6 минут на каждое задание (тест состоит из двух заданий) плюс время для инструкции. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей бланков для ответа на проведение тестирования необходимо отвести около 20 минут.

Прежде чем приступить к выполнению теста экспериментатор должен вызвать у детей интерес к заданиям и создать высокую мотивацию к их выполнению.

После предварительных объяснений следует раздать письменные инструкции к тесту и бланки для ответов и проследить, чтобы каждый учащийся правильно указал свои данные (фамилию, имя, возраст, класс, школу) и дату проведения исследования. Последнее - особенно важно при проведении повторных обследований.

Когда все учащиеся будут готовы, экспериментатор зачитывает инструкцию строго по тексту. Этот же текст лежит перед каждым учащимся.

Экспериментальная адаптация данного теста к российским условиям проходила на 500 учащихся 5—11 классов школ Москвы, которая была осуществлена в 1993 - 1995 гг. В соответствии с полученными экспериментальными данными была изменена исходная система классификации (категоризации) ответов, а также рассчитаны частоты появления всех ответов и по ним определены оценки оригинальности мышления.

Экономичность временных затрат, простота заданий, игровой характер проводимой процедуры, подробные разработанные нормы и схема обработки полученных данных, качественная психометрическая проверка теста делают данную методику весьма эффективным инструментом исследования творческих способностей личности.

Высокая степень надежности оценки тестовых показателей достигается в результате тренировки и большого опыта. Поэтому овладение приемами обработки теста желательно проводить под руководством опытного психолога. При самостоятельном освоении этих приемов следует очень внимательно следовать инструкции, проводить повторную обработку 30-50 протоколов с интервалом в несколько недель и анализировать все случаи несовпадений оценок.




Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика