Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Кинетический рисунок семьи (КРС)


Разработан Р. Бэнсом, С. Кауфаном. Диагностика некоторых особенностей личности дошкольника. - Шадринск, Шадринский Гос. Ун-т, 1994

Предмет диагностики
Выявление особенностей внутрисемейных отношений


Области применения

Выявить особенности восприятия испытуемым семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношения к членам семьи



Общее описание

Тест КРС является проективной методикой и предусматривает два этапа выполнения: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста необходимы: стандартный лист бумаги для рисования (формат А4), карандаш (твердость 2М) и ластик.

Методические рекомендации: при проведении данного обследования испытуемому предлагается нарисовать свою семью, где каждый член семьи занят каким-то делом. Время рисования не ограничено.

Во время рисования психологу следует записывать все спонтанные высказывания испытуемого, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, проводится обсуждение рисунка по следующей схеме:

- кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи;

- где работают или учатся члены семьи;

- как в семье распределяются домашние обязанности;

- каковы их взаимоотношения с остальными членами семьи.

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.

Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто указывает на взаимоотношения в семье.

Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших благополучных семейных отношениях.

Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации.

На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Нередко это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.

Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать и перерисовку. В рисунках можно наблюдать несколько стилей рисования.

Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Бывают дети, многочисленные отговорки которых, а также манера прикрывания нарисованного рукой, могут свидетельствовать о недоверии ребенка к своим силам, о его потребности к поддержке со стороны взрослого. Чаще всего свой рисунок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.

Выделяется пять симтомокомплексов: благоприятная семейная ситуация; тревожность; конфликтность в семье; чувство неполноценности; враждебность в семейной ситуации.

Для теста КРС разработана система количественной оценки.



Литература
Арт-альбом. Взрослый. Для семейного консультирования
Арт-альбом. Детский. Для семейного консультирования
Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие
Психическое развитие дошкольников
Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности.
Психология и психотерапия семьи
Семья особого назначения, или Рецепты позитивного родительствования на каждый день



Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика