Международная магистерская программа «Психология развития» (Россия - Швейцария)
Сайт "Детская психология для родителей"
Центр игры и игрушки МГППУ

Мячик (игровое пособие)



Области применения

С 1 года.

Развитие и коррекция игровой и предметной деятельности, координации движений; умения взаимодействовать друг с другом, сплочение группы.

Игровое пособие может быть использовано для развития чувства ритма, коммуникативных навыков; коррекции эмоциональной сферы ребенка; координации движений; сенсорного развития; учит ребенка обхватывать и удерживать в руках круглые предметы.



Общее описание

Резиновый мяч среднего размера.

Методические рекомендации: игровое пособие может использоваться в различных видах игр:

  •  «Покатаем мяч». Дети вместе с психологом садятся на пол в кружок. Предлагается покатать мяч от одного ребенка к другому. При этом необходимо, чтобы психолог комментировал движения детей и передвижение мячика. Катание мяча можно разнообразить: осуществлять движения мяча под музыку и прекращать его, как только музыка остановится; предлагать детям назвать, кому они хотят отдать мяч и поощрять их попытки отправить его точно «по адресу».

Аналогичные игры можно организовать за столом, используя маленькие резиновые мячи, мячики для пинг-понга, матерчатые, ватные мячи или шерстяные клубки.

  •   «Удержи мячик». Психолог предлагает детям ловить мяч на лету в положении стоя. Для этих занятий нужен мяч среднего размера, чтобы ребенок легко мог обхватить его двумя руками. Для этой цели больше подходят пластиковые надувные мячи. Варианты игры могут быть различными:
  • психолог бросает мяч каждому из детей;
  • просит их вернуть ему мяч;
  • просит их передавать мяч кому-то из детей;
  • просит детей перебрасывать мяч по кругу.

Самым сложным вариантом является игра с воздушным шариком, который дети бросают друг другу сначала руками, а затем поролоновыми ракетками. В этой игре необходимо соблюдать дистанцию между детьми, чтобы они не задевали друг друга.

«Мячик, попрыгай!». Психолог бросает мяч об пол и ловит его двумя руками, приговаривая при этом «Мячик, мячик, попрыгай!», и предлагает детям повторить его действия.

Самым сложным вариантом является то, что ребенок несколько раз ударяет мяч об пол одной или двумя руками. Можно сопровождать эту игру весёлым стишком:

«Мой веселый звонкий мяч,

ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой

Не расстанемся с тобой!»

  • «Забей гол». Психолог заранее делает «ворота» из любых подручных средств и просит детей по очереди закатывать мяч сначала руками, нагнувшись или присев на корточки, а затем ногой. Расстояние между ребенком и воротами можно постепенно увеличивать.

Самым сложным вариантом является то, что ребенок пытается закатить мяч в ворота «вратаря», который будет пытаться поймать или отбить мяч.

  • «Закинь мячик в корзину». Психолог может предложить ребёнку также варианты действий по забрасыванию мяча в какую-нибудь емкость, находящуюся на полу. Также он может держать емкость в руках и ловить ею мяч, брошенный ребенком.
  • «Мини-волейбол». Психолог показывает детям, как можно перебрасывать друг другу мячик через сетку. Самым лёгким вариантом является вариант, когда один ребенок бросает мяч, а другой его ловит. Игру можно усложнить, предложив детям отбивать легкие капроновые мячи не рукой, а лёгкой пластмассовой ракеткой.
  • «Протолкни мячик». Психолог показывает детям, как можно проталкивать застрявшие в узком месте предметы с помощью длинной тонкой палочки. Затем он предлагает каждому ребёнку вытолкнуть мяч с помощью узкого и достаточно длинного предмета. Пособие может использоваться в разыгрывании ситуаций по тематике знакомство, интерес, «Прятки», «Забей гол» обогащает набор сюжетов для проигрывания в процессе развивающей и коррекционной работы с ребенком; для развития ориентации в пространстве, зрительного и тактильного восприятия. Особенно они показаны для детей с задержкой психического развития, поскольку способствует развитию социальных навыков.

Также пособие может использоваться для диагностики уровня развития игровой деятельности ребенка и особенностей его социальных навыков. Умение развивать игровой сюжет с мячиком в пространстве «игровой комнаты» говорит о переходе ребенка от предметной игры к сюжетно-ролевой. Богатство этого сюжета говорит о качестве развития этого этапа игры[1].

В первое время психолог и ребенок играют с мячиком в игровой комнате совместно. Специалист способствует созданию эталонов игрового поведения. В дальнейшем могут комплектоваться подгруппы детей для игр в «игровой комнате» во взаимодействии.

Особенно хорошо пособие может использоваться для коррекции детско-родительских отношений. В этом случае родитель и ребёнок берутся за руки и, не выпуская мяча из рук, должны пройтись по группе, присесть, покружиться и т.п.; родитель становится на ворота, а ребёнок пытается забить гол.

В кабинете психологической работы ее наличие объясняется большим количеством детей, нуждающихся в развитии социальных навыков, если их потребности не могут быть удовлетворены в процессе игровой деятельности в группе детского сада или дома.



[1] Имеются ввиду этапы игры по Д. Б. Эльконину.




Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Университетский ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МОСКВЫ
Психологи Психологические службы образовательных учреждений Психологические центры

© 2009-2017 Практический психолог — practic.childspy.ru
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции
Разрaботка сайта childpsy.ru

Яндекс.Метрика